В. А. Миндолин. Человек и общество
Социум. Свобода, справедливость


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость

  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Равенство

   Идея равенства.
   Вольтер, идейный предтеча Французской революции, рационалист и скептик во всем, был таковым и в отношении равенства: "На нашей несчастной планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат". Кажется, он считал, что это фатально. Со времен Вольтера западное общество ушло дальше, и износило некогда популярную идею равенства, как старые башмаки. Характерна реплика английского писателя О.Л. Хаксли (ХХ век): "Мысль о равенстве может в наше время прийти в голову разве что буйно помешанному".
   
"Идея равенства как таковая, мне представляется абсолютно бредовой"
Иосиф Бродский

Девочка на шаре


   Иначе в христианской традиции. Христианское равенство - это, прежде всего, равенство всех людей перед Богом.
   
Вслушаемся в голос из русского ХVII века, снова голос Аввакума. "Едина купель нас всех породила,- обращается он к царю.- … Един покров небо, едино светило - солнце". Для Аввакума все равны - "от царя до псаря".

   Вот как толковал равенство В.С. Соловьев: "Все люди равны как люди, как нравственные личности. Отсюда следует, что ни один человек не может рассматриваться как средство для достижения чего бы то ни было. Люди равны перед лицом смерти, как все конечные величины равны по отношению к бесконечности. Но если так, то они равны и перед лицом жизни, и в жизни должны быть равны. И это не "равенство возможностей", не только "равенство прав", это равенство сущностных сил человека. Вот главное в философии равенства".

Маленький принц
Сент-Экзюпери


   Человек задает вопросы.

  • Принцип равенства - это коммунистический принцип?

       Важно осознать и почувствовать высокую гуманистическую значимость идеи равенства, не чуждой самым разным общественным течениям. Вот как обосновывают принцип равенства ранние идеологи либеральной демократии: люди равны перед Богом, следовательно, они должны быть равны перед законом. Иным является обоснование коммунистического принципа равенства: в интересах максимально свободного человеческого развития люди должны быть равны и по отношению к собственности на средства производства.
       В современных обществах упор делается на равенство перед законом и на равенство стартовых возможностей. Но и здесь не все гладко. Возможно ли фактическое равенство перед законом и равенство стартовых возможностей богатых и бедных классов общества? Простой пример. Успех дела в суде во многом зависит от адвоката. Привычная реплика в американских криминальных фильмах звучит так: "Вы будете иметь хорошего адвоката, если вы можете себе это позволить".
       
      Российский закон о всеобщей воинской обязанности осуществлялся в годы первой чеченской войны следующим образом: пятеро из каждых шести погибших тогда в Чечне - это были сельские парни. Между тем, их доля в соответствующем призывном контингенте составляла 20 процентов.
      Не все очевидно и с равенством стартовых возможностей. Возьмем четыре типа школы: обычную общеобразовательную школу; типичную для бюрократического социализма спецшколу; характерный для современного российского капитализма привилегированный колледж для детей новых русских; ФМШ (в ее первоначальном, лаврентьевском, замысле). Во втором и третьем случаях вопрос о стартовых возможностях решается в зависимости от социального статуса родителей. Но это означает неравенство возможностей.
    назад вперёд

  • человек задаёт вопросы

    Rambler's Top100