В. А. Миндолин. Человек и общество
Социум. Свобода, справедливость


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость

  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Государство Платона

    Платон.
   Платон был учеником Сократа, и именно он сделал личность и учение Сократа достоянием потомков. Аристократ из рода афинских царей, Платон остался в памяти человечества как один из великих мудрецов всех времен и народов. Он жил во времена, когда античный мир неудержимо скатывался к катастрофе.
   
Этот громадного роста, широкоплечий, могучий, с твердым характером человек мучительно переживал происходившие на его глазах измельчание общества, разложение и упадок афинского государства. Разнузданная толпа, льстящие ей бессовестные ораторы-демагоги; никто не работает, все толпятся на площадях, все хотят роскоши, все жаждут наживы. Всеобщая расшатанность и развращенность - это демократия? В такой демократии он видел "жесточайшее рабство".


    Взгляд Платона на современную ему действительность глубоко пессимистичен. И как бы в противовес угнетавшей его позорной действительности он создает модель идеального государства. Какую же картину рисует Платон в этой своей книге?

   "Государство".
   В его идеальном государстве 5040 семейств - число 5040 нравится ему тем, что имеет наибольшее количество кратных делителей. Это маленький, но сильный полис - город-государство, все части которого взаимосвязаны и служат друг другу. Условием силы государства является полная общность интересов и желаний, мыслей и убеждений. В этом четко организованном социуме нет свободы желаний, нет и борьбы страстей, здесь царит полное и обязательное единомыслие. Как мыслить правильно - об этом скажет философия - наука о высшем благе.

Полис

   Наука - первый господин в аристократическом государстве Платона, а люди науки - философы - его ведущее сословие. Другое, второе после философов, сословие - стражи. Их удел - служение, охрана государства. Дисциплинированные и образованные, стражи ведут строгую, воздержанную жизнь. Самое массовое сословие - земледельцы, ремесленники, торговцы - третьестепенно - оно дает пропитание, и только.
   Каждому сословию соответствует определенное качество души: у философов это разум, у стражей - пылкость, у третьего сословия - жадность. Правильно соединяя все три сословия, государство, этот "человек в больших размерах", гармонизирует и три названные качества: в идеальном государстве разум приводится к мудрости, пылкость - к храбрости, жадность - к самообладанию.
   Платон использует понятие "враги государства", но считает врагами не людей, а свойства. Чувственность, например. Это свойство обитает в сфере производства, представлено вещным богатством. Стихия торговли и производства, утверждает Платон, разлагает общество, развязывает страсти, вызывает беспорядок, анархию, хаос, ведет к вырождению человека. Из этой сферы приходят страсти: погоня за почестями и богатством, эгоизм. Если подобные страсти возобладают, государство ослабеет и погибнет.
   Но выход есть. Надо соотнести страсть с разумом, ведь разум тоже есть в человеке. Для утверждения разума следует опираться на аристократию - на философов и стражей.

Мудрец
Философ

   Стражи - вот истинные аристократы, их свойство - верность долгу. Вся жизнь стражей определяется идеей служения - никаких личных интересов, ни семьи, ни имущества. Это нужно для того, чтобы частные интересы не отвлекали стражей от деятельности на общее благо (частная собственность и семья - удел третьего, вспомогательного сословия). У стражей существует общность имущества, общность жен и детей.
   
В определенное время предписано спаривание молодых мужчин и женщин, при этом ученые должны следить за оптимальным сочетанием качеств в потомстве, так, чтобы темпераменты родителей уравновешивались в детях. Родители не знают друг друга, а дети не знают родителей, и растут под контролем государства.

   Существует полное равноправие полов: стражи - женщины и мужчины - имеют одинаковый доступ к почетным должностям; нагие, они вместе занимаются гимнастикой, все они принадлежат одним и тем же общинам.
   Детям дают читать только строго проверенные книги. В воспитании колоссальную роль играют гимнастика, музыка и математика: все во Вселенной должно быть приведено в порядок посредством меры и числа.

Страж

   
Сам Платон был математиком. Идеальный для него образец - Космос, гармония небесных сфер, наблюдение которой облагораживает человека.
   
"Вглядываясь в движение небесных звезд, я навожу порядок в своей душе"
Платон

   Сверхзадача воспитания заключается в том, чтобы привести в соответствие устройство Космоса, устройство полиса (города-государства) и устройство души.
   В логичной и красивой конструкции Платона все регламентировано: численность семей, брак, размер земельных участков, объемы собственности (так, чтобы не было ни богатых, ни нищих), торговля, частная жизнь граждан, даже мода. И все неизменяемо: всякое изменение нарушит гармонию. Регламент охраняется жестко: все, что ставит под угрозу существование идеального государства, должно уничтожаться.
   
  Социальная связь.
  Обывательское сознание воспринимает социально-политические конструкции Платона как первый вариант тоталитарного общества. Но философ посмотрит на это иначе. Философ скажет: Платон таким способом продумывал то, что такое вообще социальная связь и на чем эта связь может держаться. Он и к справедливости подходит с этой точки зрения. Справедливость, по Платону, не есть отдельная добродетель, а есть соотнесение добродетелей, их пропорция. Отдельно справедливость не существует, ее нельзя локализовать в обществе. Вот, например, весы могут быть символом справедливости - они содержат идею равновесия.
   
"Общество держится лишь тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности"
Аристотель
назад вперёд

Волшебная туманность Орла

Rambler's Top100