В. А. Миндолин. Человек и общество
Социум. Свобода, справедливость


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость

  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Эссе. Тема: "Деньги - человек - деньги".
Условия проблемы

   "То, что существует для меня, благодаря деньгам, то, что я могу оплатить, то, что могут купить деньги, это я сам, владелец денег. Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила. Свойства денег суть мои - их владельца - свойства и сущностные силы. Поэтому то, что я есть, и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отталкивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я - по своей индивидуальности - хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хромой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит, в почете и их владелец. Деньги, кроме того, избавляют меня от труда быть нечестным, поэтому заранее считается, что я честен. Я скудоумен, но деньги - это реальный ум всех вещей, - как же может быть скудоумным их владелец? К тому же он может купить себе людей блестящего ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестящего ума, разве не умнее их? И разве я, который с помощью денег способен получить все, чего жаждет каждое человеческое сердце, разве я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, разве мои деньги не превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?"
   Прочитанные вами строки принадлежат молодому К. Марксу, На первый взгляд, это гимн деньгам и их силе. Но дело вот в чем: деньги, когда они становятся всем в обществе, начинают замещать человеческую сущность - сначала человек является не тем, что он есть, затем он становится не тем, что он есть.
   В другом месте К. Маркс продолжает эту мысль: "Предположим теперь человека как человека и его отношение к миру как истинно человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей".
   Насколько приобретаемые деньги связаны со способностями и усилиями людей, их положительными и отрицательными качествами? Как деньги влияют на людей?
   Деньги, сами по себе, являются просто необходимым инструментом обмена, не так ли? Но не являются ли они одновременно инструментом обмана и самообмана? Почему именно деньги так тесно связаны с категориями добра и зла? Один из персонажей пьесы А.Н. Островского "Лес" приговаривает: "Злато, злато, сколько через тебя зла-то!". Деньги порабощают или освобождают человека?
   Могут ли деньги, обогащая человека, обеднять человека? Все покупается. И все продается. Человек - тоже? Но разве не может человек, держащий в руках деньги, оставаться самим собой? Идеал Маркса: человек не должен быть средством для производства денег, развитие человеческих сил должно стать самоцелью. Прямой путь к достижению этого идеала - уничтожение денег. Идеалисты мечтали когда-то об уничтожении денег. Но это было бы слишком простым решением.
   Как сделать так, чтобы личность человека, человеческое достоинство не стирались, не обесценивались, обмениваясь на золото или бумагу?
назад вперёд

Кикладский идол

Rambler's Top100