"То, что существует для меня, благодаря деньгам, то, что я могу оплатить, то, что могут купить деньги, это я сам, владелец денег. Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила. Свойства денег суть мои - их владельца - свойства и сущностные силы. Поэтому то, что я есть, и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отталкивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я - по своей индивидуальности - хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хромой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит, в почете и их владелец. Деньги, кроме того, избавляют меня от труда быть нечестным, поэтому заранее считается, что я честен. Я скудоумен, но деньги - это реальный ум всех вещей, - как же может быть скудоумным их владелец? К тому же он может купить себе людей блестящего ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестящего ума, разве не умнее их? И разве я, который с помощью денег способен получить все, чего жаждет каждое человеческое сердце, разве я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, разве мои деньги не превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?"
Прочитанные вами строки принадлежат молодому К. Марксу, На первый взгляд, это гимн деньгам и их силе. Но дело вот в чем: деньги, когда они становятся всем в обществе, начинают замещать человеческую сущность - сначала человек является не тем, что он есть, затем он становится не тем, что он есть.
В другом месте К. Маркс продолжает эту мысль: "Предположим теперь человека как человека и его отношение к миру как истинно человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей".
Насколько приобретаемые деньги связаны со способностями и усилиями людей, их положительными и отрицательными качествами? Как деньги влияют на людей?
Деньги, сами по себе, являются просто необходимым инструментом обмена, не так ли? Но не являются ли они одновременно инструментом обмана и самообмана? Почему именно деньги так тесно связаны с категориями добра и зла? Один из персонажей пьесы А.Н. Островского "Лес" приговаривает: "Злато, злато, сколько через тебя зла-то!". Деньги порабощают или освобождают человека?
Могут ли деньги, обогащая человека, обеднять человека? Все покупается. И все продается. Человек - тоже? Но разве не может человек, держащий в руках деньги, оставаться самим собой? Идеал Маркса: человек не должен быть средством для производства денег, развитие человеческих сил должно стать самоцелью. Прямой путь к достижению этого идеала - уничтожение денег. Идеалисты мечтали когда-то об уничтожении денег. Но это было бы слишком простым решением.
Как сделать так, чтобы личность человека, человеческое достоинство не стирались, не обесценивались, обмениваясь на золото или бумагу?
|
|
|