Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
"Утопия".
Среди конструкторов идеальных обществ выделяется Томас Мор (1478-1535).
Это имя связано с Оксфордом. Мор был одним из блестящих людей своего времени, и, между прочим, канцлером Англии. Ревностный католик и сторонник верховной власти папы, в тяжбе папы с английским королем он принял сторону первого, за что и поплатился головой. Казненный по обвинению в государственной измене, Мор впоследствии был причислен католической церковью к лику святых. На латинском языке он написал трактат "Утопия", разошедшийся по Европе небольшим тиражом, но сразу ставший знаменитым среди европейских интеллектуалов и просвещенных монархов. Томас Мор описал остров всеобщего благополучия, общество, где все равны. И все свободны (кроме рабов, разумеется). Государства на острове Утопия нет. Люди сообща владеют собственностью, и все трудятся. Блага распределяются по потребностям, потребности разумны. Островитяне счастливы.
|
|
|
Утописты.
Среди последующих утопистов выделяется итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639), поэт, философ, астролог, патриот и политический заговорщик. Более четверти века провел он в тюремной яме, бежал, его пытали.
"В мучительных бореньях бытия
Вновь жажду жизни обретаю я,
Добра. И пониманья. И страданья"
Томмазо Кампанелла.
|
В коммунистической утопии Кампанеллы "Город Солнца" частная собственность упразднена, господствует мощное, мудрое, любвеобильное, но и суровое Государство, которое заменяет людям отца и мать, унифицирует и регламентирует все проявления их жизни. И Город Солнца вдруг начинает напоминать принудительный казарменный рай.
|
|
|
Иной проект предложил англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - автор утопической повести "Новая Атлантида". Бэкон едва ли не первым осознал и обосновал новую роль науки в жизни человечества, возможность, опираясь на науку и технику, многократно увеличить человеческое могущество. Описав формы союза науки и государства, Бэкон создал, так сказать, деловую утопию, оказавшую реальное влияние на организацию европейской науки.
Начиная с ХVIII века, европейские социальные конструкторы были настроены особенно решительно: успехи промышленного переворота они распространяли на общество, им казалось, что и общество можно усовершенствовать так же быстро и относительно просто, как машину.
|
Утопистов было особенно много в России в ХIХ и в начале ХХ века: А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.Ф. Федоров, А.А. Богданов, А.В. Чаянов, К.Э. Циолковский. Ожидалось, что в результате применения к российскому обществу рациональной конструкции произойдет социальное чудо. Это ожидание чуда было широко распространено, в том числе и среди мыслящих людей России.
|
Утопизм.
С ускорением научного и технического прогресса и развитием индустриальных обществ большие шансы на распространение получал социальный утопизм, который не так безобиден, как утопия. В нем утопия воспринимается как реальный инженерный проект, побуждающий к немедленному действию.
"Прогресс - это реализованная утопия"
Оскар Уайльд
|
|
В утопизме социальный идеал абсолютизируется как основа конструирования лучшей реальности, в которой существующий порядок вещей целиком заменяется новым порядком.
|
|
|
|
Утопизм вбирает в себя не столько плюсы, сколько минусы любой утопии. Позитивное в утопических проектах: критическое отношение к действительности и то, что косному настоящему противостоят рациональные, логически непротиворечивые, стройные конструкции будущего; остроумная утопия является эвристическим инструментом, будит фантазию; во многих утопиях есть правильно угаданные черты реального будущего, и тогда фантазии приближаются к футурологическому прогнозу. Наконец, желание другого, лучшего будущего есть стимул к действию, к улучшению жизни, к расширению рамок действительности. Все это хорошо.
Но утопические проекты, как правило, жестко регламентированы, в них как бы программируется неподвижность, запрет на случайность, на изменения. Возникает некая идеальная, статичная, умозрительная, обязательная, тесная конструкция. Авторы многих утопий готовы внедрять общественное счастье насильно.
|
Чем утопический подход к социальной действительности отличается от научного подхода? Схема действий исследователя: гипотеза - факты - анализ - корректировка - новая гипотеза. Велика при этом роль подтвержденного прогноза. Ученому важно, чтобы предсказания совпали с результатами наблюдений. Если эксперимент подтверждает предсказания, теория крепнет. Если эксперимент входит в противоречие с теорией, теория может быть опрокинута. Наука все время требует фактических доказательств. В принципе, самая блестящая теория может быть уничтожена одним "неподходящим" фактом. Утопия не нуждается в подтверждении.
|
|
|
|
Поскольку утопия признается истинной до опыта, применяется простая схема действий: утопия - внедрение. Так, из желания создать более упорядоченный мир, загоняя туда остальное человечество, возникает вполне материальная "структура нереальности".
"То, что мыслимо, то осуществимо"
Мао Цзэдун
|
|
В пьесе Е. Шварца "Тень", возражая тем, кто называет свою страну сказочной, Ученый говорит: "Знаете, вечером, да еще сняв очки, я готов в это верить. Но утром, выйдя из дому, я вижу совсем другое. Ваша страна - увы! - похожа на все страны в мире. Богатство и бедность, знатность и рабство, смерть и несчастье, разум и глупость, святость, преступление, совесть, бесстыдство, - все это перемешано так тесно, что просто ужасаешься. Очень трудно будет все это распутать, разобрать и привести в порядок так, чтобы не повредить ничему живому. В сказках все это гораздо проще".
|
"Нет такой утопии, которую невозможно было бы реализовать"
Элиас Канетти
|
В ХIХ веке человечество переживало настоящую эйфорию по поводу прогресса. ХХ век прославился тем, что в нем путем насилия внедрялись в жизнь утопические социальные конструкции. Исторической практикой ХХ века вполне доказано, что общество податливо, пластично, а насилие почти всемогуще.
|
|
|
|
Может быть, коренная ошибка социальных конструкторов прошлого - уверенность в том, что можно создать такой социум, где торжество добра будет полностью обеспечено самой структурой общества, а злые силы будут принудительно изгнаны из человеческой жизни. Можно, конечно, попытаться изменить общественные структуры. Но структура общества может лишь облегчить человеку движение к добру или затруднить это движение. Конечный и главный выбор всегда остается за человеком. В этом суть личности, основа ее достоинства.
Сталкиваясь в жизни с плохими людьми и словно в утешение себе, мы часто повторяем: "Хороших людей больше, чем плохих". А что если их поровну? Что если соотношение добра и зла всегда постоянно в этом мире? И тогда: если в результате каких-либо действий кому-то вдруг покажется, что победило добро, то, скорее всего, это будет означать, что зло просто изменило свои формы.
|
|
|
|
|