тексты по курсу "Человек и общество"
страница В.Г. Кокоулина
Россия и мы
2003 год:
- Россия и мы
- Государственная Дума
- Манифест партии “Единая Россия”
- Народная партия
- Коалиция "Родина"
- СПС и "Яблоко"
- Партия Жириновского
- Аграрная партия России
- КПРФ
2007 год:
- "Единая Россия"
- КПРФ
- ЛДПР
- "Справедливая Россия"
- Союз правых сил
- "Яблоко"
Гуманитарная кафедра
|
|
"ЯБЛОКО"
Семь шагов к равенству возможностей. Предложено Г. Явлинским для выборов "Яблока" в 2007-2008 гг.
Проект программы - выборы 2007-2008 гг. С учетом дополнений и изменений, внесенных Федеральным советом партии 15-16 июня 2007 г.
От авторитаризма и олигархии, бедности и бесправия к свободе и социальной справедливости
Программа создания сильной России
Сегодня наша страна достигла довольно высоких темпов экономического роста. В целом заметно повышаются реальные доходы населения. Значителен рост инвестиций, идет быстрый рост капитализации крупных российских компаний, стал фактом их выход на мировые товарные и финансовые рынки. Однако, несмотря на эти вроде бы обнадёживающие макроэкономические показатели, состояние нашего государства, вызывает серьезное беспокойство. С точки зрения обеспечения высокой конкурентоспособности России и сохранения её в нынешних границах она всё еще остается крайне слабой страной, и перспективы её очень туманны. Каковы основные составляющие этой слабости?
I. Семь главных бед современной России
Беда первая: авторитарная, кланово-олигархическая, коррумпированная власть, безответственная перед обществом, но стремящаяся сохранить свое господство во что бы то ни стало
На протяжении практически всех пореформенных лет российская власть оказывалась неспособной эффективно управлять страной, адекватно отвечать на требования времени и новые угрозы. В последние годы, увлёкшись подавлением политической оппозиции и ростков реальной демократии в стране, она была занята в основном активным строительством полицейско-бюрократического государства, созданием искусственных "карманных" партий и проведением беспроигрышных для себя выборов. Теперь выборы проводятся под жестким контролем властей и ими же фальсифицируются. Поэтому в стране отсутствует самостоятельный парламент. Нет сегодня и независимого суда, который может в полной мере защитить граждан от преступников и чиновников-коррупционеров. На центральном телевидении фактически установлена политическая цензура и запрещено обсуждение важнейших политических и социальных проблем.
В течение последних 8 лет в стране проводились авторитарные реформы, сворачивались гражданские свободы. Вразрез с буквой и духом действующей Конституции переписывалось избирательное законодательство: установлен 7 %-й барьер, отменены порог явки и графа "против всех". Фактически введен институт преемничества, не предусмотренный законом. Задолго до начала избирательной кампании кандидатам от "партии власти" предоставлена возможность демонстрировать себя в федеральных СМИ. Стали привычными злоупотребления "административным ресурсом" в центре и на местах, участие различных государственных институтов, включая суды и силовые структуры, в акциях по исключению из предвыборной гонки нежелательных кандидатур и партий. Дело идет к тому, что оппозиционная деятельность будет приравнена к экстремистской. В результате тотальной активизации маргиналов как во власти, так и в общественной среде, сил, способных модернизировать страну, скоро просто не останется.
Откровенная политика, ориентированная на интересы, прежде всего крупного монополистического капитала и чиновничества, пренебрежение власти к закону, массовый административный произвол в отношении законопослушных граждан и попустительство в отношении правонарушителей из числа состоятельных и влиятельных лиц способствовали беспримерному расцвету коррупции. Эта раковая опухоль, кажется, проникла уже во все жизненно важные структуры государства и общества. Коррупция подавляет стимулы социально-экономического развития, создает с трудом преодолимые барьеры на пути технического развития, научного творчества, всего нового и передового. В зародыше гасится предпринимательская и трудовая активность.
Корни этой системы уходят в середину 90-х гг., когда произошло полное и "взаимовыгодное" слияние бизнеса и власти. Наиболее могущественные бизнес-структуры теперь диктуют государству решения не только в экономической, но и в политической сферах. Результаты подобной активности, осуществляемой, как правило, в ущерб общественным интересам и к выгоде тех или иных влиятельных группировок, уже заметны даже в сфере российских межгосударственных отношений.
Это и есть кланово-олигархическая система власти, в которой с середины 90-х гг. изменилось только то, что несколько поредевшие ряды прежних олигархов теперь пополнили высокие должностные лица. Нынешняя реальная верховная российская власть - это несколько "элитных" групп, состоящих из небольшого числа чиновников высокого ранга и близких к ним крупных бизнесменов. Присвоив себе права управления основными финансовыми, информационными и материальными потоками, они установили в стране режим, обслуживающий в основном их собственное существование.
Это необольшевистская власть, поскольку она обслуживает интересы правящей номенклатуры исключительно в ущерб абсолютному большинству граждан, ставит ни во что человеческую жизнь, свободу и справедливость, сводит ценности государства к набору временных технократических параметров.
Эта власть унаследовала авантюризм строителей разного рода политических и экономических пирамид, которые действовали в нашей истории на протяжении всего XX в.
Эта власть не решает проблемы страны по существу, а лишь создает пропагандистскую видимость, загоняя внутрь серьезнейшие болезни общества, в том числе такие, как ксенофобия и экстремизм.
Эта власть мешает России создавать прочный фундамент в отношениях с соседями на международной арене.
Беда вторая: сырьевая зависимость
Сегодня наш сырьевой экспорт вместе с продукцией смежных отраслей составляет примерно 80 % общего объема экспорта. Значит, продажа природных ресурсов может на долгое время остаться основным источником экономического роста. Всем нынешним финансовым благополучием страна обязана исключительно высокому уровню цен на экспортируемые энергоресурсы. Политика, сориентированная лишь на мировые рынки сырья, привела к тому, что фактически прекратили развиваться отрасли, жизненно важные для страны, - машиностроение, электроника, современные перерабатывающие производства. Резко снизился уровень профессионализма в важнейших для будущего производственных сферах. Такие процессы говорят о хронической неспособности сложившейся системы власти распорядиться в интересах общества эффектом высоких мировых цен на нефть и другие энергоносители. Сырьевая зависимость экономики России превращает нашу страну в сырьевой придаток индустриальных и быстро развивающихся стран.
Разговоры последнего времени об исправлении сложившихся диспропорций в отечественной экономике путем её диверсификации с использованием новейших технологий не новы и не вызывают серьезного доверия. В стране не созданы механизмы для решения этих задач - нет инвестиционной инфраструктуры, соответствующих банковских и финансовых институтов, не соблюдаются законы и отсутствует независимый арбитраж.
Беда третья: консервация всеобщей бедности
Кланово-олигархическое государство закрепляет и охраняет немыслимое в цивилизованном мире социальное расслоение общества. Пропасть между небольшим числом преуспевающих людей и теми, кто лишен перспективы, сегодня стала еще глубже, чем в 90-е гг. Доходы наиболее состоятельных слоев населения растут опережающими темпами по сравнению с темпами роста ВВП и доходов большинства. Это означает, что приращение ВВП "работает", главным образом, на интересы наиболее богатых, а не на благополучие всего общества и не на развитие страны. Вот так взрывоопасно настроены российские механизмы обогащения и обнищания.
Сегодня отрасли, которые дают примерно 80 % прироста ВВП и так или иначе связаны с экспортом, обслуживанием добычи и транспортировки энергетических ресурсов, требуют лишь очень незначительную часть нашего человеческого потенциала, имеющего специальную подготовку. В стране не создаются в нужном объеме современные высокооплачиваемые рабочие места. Из этого следует, что от бедности россиян не спасут ни пособия, ни льготы, ни эпизодические повышения зарплат бюджетникам, хронически отстающие от инфляции, ни распределение случайно полученных от высоких сырьевых цен дополнительных средств. Все эти меры заведомо неспособны привести к серьезному росту доходов населения, без чего невозможно достижение достойного уровня зарплат и пенсий. Под лозунгом обеспечения доступного жилья доступ к жилью закрыт полностью, поскольку цены на него достигли немыслимых размеров. Идет откровенная коммерциализация образования и здравоохранения, качество которых от этого нисколько не улучшается. Пожилые россияне вынуждены существовать на нищенские пенсии, а детские пособия не позволяют прокормить даже маленького ребенка.
Сырьевая экономика способна демонстрировать экономический рост и обеспечить современный уровень жизни примерно для 25 % наших сограждан. Для нескольких процентов эта система позволяет иметь такой высокий уровень жизни, который редко встретишь даже в развитых странах. Но 70 % граждан страны при этом практически будут лишены возможности получить современное образование, у них едва ли когда будут полноценная занятость и высокие доходы.
Беда четвертая: массовое бесправие
Общественно-политическое устройство современной России - это система, воспроизводящая неравенство в реальных правах больших групп населения. Формальное равенство граждан перед законом не мешает нынешним российским властям целенаправленно проводить внутреннюю дискриминационную политику.
Политическое неравенство. Вопреки действующей Конституции, в стране сформировалась привилегированная группа людей, стремительно превращающаяся в "высшую касту" с неограниченными правами. Это чиновничество, в основном, высшего и среднего звена. Главная привилегия данной группы - практически 100 %-е доминирование во всех органах власти, включая парламент, где она имеет контрольный пакет голосов (конституционное большинство), а также судебную систему, обслуживающую преимущественно ее интересы. Значительную часть этих привилегий разделяет её социальный партнер - крупный, как правило, сырьевой бизнес и обслуживающие его группы населения. Все остальные слои общества дискриминируются бюрократией и фактически поражены в правах. Они не имеют реального представительства во власти и не могут рассчитывать на полноценную защиту в судах.
Экономическое неравенство. Резкое социальное расслоение - это не просто итог несправедливого распределения национальных богатств. В отличие от демократических государств, где различия в уровне жизни - это результат конкуренции в относительно равных условиях, социальное расслоение в России является следствием искусственно созданного неравенства экономических прав. Сегодня у нас уровень доходов рядовых работников предприятий определяется не столько их трудом, сколько объемом их реальных прав. Низкая зарплата работника в России - это не следствие его нерадивости, а результат его бесправия.
Еще один признак бесправия - разный уровень реальных гарантий прав собственности для крупных и мелких собственников. Реформы 90-х гг. начались с массового нарушения прав собственности граждан. Сначала люди потеряли все свои сбережения и вклады в Сбербанке. Потом подавляющая часть населения была обманута и пострадала в ходе ваучерной приватизации. Принципиальным событием, закрепившим систему неравенства, стали залоговые аукционы. Дефолт придал ей классическую завершенность. Нынешние власти считаются с правами только "социально близких" к ним обладателей сверхкрупной собственности и то лишь временно и при условии их абсолютной политической лояльности. В тяжелейшем положении оказался малый бизнес, подавляемый и вытесняемый с рынка олигархическими монопольными структурами с помощью административных рычагов. В результате вклад малого бизнеса в российскую экономику на порядок меньше, чем в развитых странах.
Экономической дискриминации в ходе реформ подверглись и продолжают до сих подвергаться также сельские и городские владельцы земельных долей, квартир, дачных домов и участков, научные и инженерно-технические работники, жители общежитий и военных городков, а также другие категории населения, которые лишены либо права полноценно распоряжаться своей собственностью либо права оформить в собственность принадлежащее им имущество. Нынешняя власть не желает решить проблему неприкосновенности частной собственности. У нее, судя по всему, другие планы.
Социальное неравенство. Полуфеодальная система отношений самым пагубным образом отразилась на социальной сфере. Наиболее социально защищенной оказалась бюрократия, которая даже умудрилась создать для себя особую пенсионную систему, полностью оторванную от системы пенсионного обеспечения "простых" граждан. Дискриминированными оказались и "бюджетники" (учителя, врачи, военные, работники культуры). Они получают зарплату из того же источника (бюджетов разных уровней), что и бюрократия, но их доходы на порядок меньше.
Недоступность хорошего образования также является разновидностью острейшей социальной дискриминации и одним из главных препятствий на пути к обществу равных возможностей.
Помимо пенсионеров, бюджетников и учащихся, социальной дискриминации подвергаются:
- женщины, которым в среднем платят на треть меньше, чем мужчинам;
- семьи и родители, воспитывающие детей в условиях мизерного размера пособий и короткого срока их выплаты, а также отсутствия мест в дошкольных учреждениях;
- молодые люди призывного возраста из непривилегированных семей, которые зачастую находятся на положении полурабов в нынешней, лишь на словах реформируемой армии, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности бессмысленно и кощунственно, в абсолютно мирное время;
- сельские жители, чья обеспеченность социальной инфраструктурой намного ниже, чем в городах, и не выдерживает сравнения даже с советскими стандартами;
- жители дотационных регионов и малых городов, где уровень и качество жизни значительно ниже, чем в больших городах;
Экологическое неравенство. Права на чистую окружающую среду практически лишены жители территорий с высокой степенью экологического загрязнения. "Грязным" производствам, связанным прежде всего с ТЭКом, там нет альтернативы, так как другие, более чистые отрасли, не развиваются. При этом внутри каждого региона местные олигархи захватывают наиболее благоприятные для жизни территории: берега водоемов, леса, парки и заповедники. Остальное же население, те, кто победнее, лишаются возможности пользоваться этими территориями и вытесняются в экологически неблагоприятные места проживания.
Все эти виды дискриминации не просто унизительны для граждан. Они являются искусственно созданными факторами глубокого расслоения российского общества, служат мощным препятствием на пути развития страны и фактически сделали основным правилом жизни в России торжество случая и силы.
Беда пятая: продолжение криминальной приватизации
Резкое социальное расслоение в обществе возникло вследствие неэффективных и несправедливых реформ 90-х годов. Именно тогда прошла криминальная приватизация наиболее рентабельных предприятий страны. В настоящее время идет второй её этап, в ходе которого клановая олигархия вместе со своими приближенными присваивает еще один крупнейший национальный актив - наиболее рентабельные земли и объекты инфраструктуры (электростанции, прибыльные объекты ЖКХ и т. д.). В результате всего этого те, кто выиграл на первом этапе, станут еще богаче, получат еще больше собственности и прав, а те, кто проиграл, окажутся еще более бедными и бесправными. По своим разрушительным последствиям для страны второй этап ничуть не уступает первому. Миллионы сельских жителей, у которых обманом отнимают законные земельные доли, лишаются какой бы то ни было жизненной перспективы. Многие жители городов уже вынуждены перебираться из районов, относительно более благоприятных для проживания, в районы, относительно худшие. Наносится колоссальный ущерб общественным интересам. У общества отнимаются жизненно важные экологические ресурсы: леса и городские зеленые насаждения, которые либо хищнически уничтожаются, либо присваиваются властными дельцами. Сокращается жизненное пространство миллионов людей: уничтожаются элементы социальной инфраструктуры (например, в городах - детские и спортивные площадки; на селе - клубы); установка заборов и шлагбаумов лишает людей привычных маршрутов, доступа к любимым природным объектам.
Беда шестая: перспектива непреодолимой отсталости и ухода в третий мир
Если России не удастся придать своей политической системе, экономике и социальной сфере современный характер, отвечающий требованиям XXI в., она окончательно превратится в страну третьего мира, которая будет способна лишь поставлять сырьевые ресурсы в динамично развивающиеся государства. Такой итог обрекает большинство россиян на беспросветную бедность. Ещё больше обострятся демографическая и кадровая проблемы. Высокая смертность в сочетании с низкой рождаемостью и "утечкой мозгов" вызовут дальнейшее сокращение населения страны и снижение её творческого потенциала. Наступит момент, когда такая Россия окажется элементарно неспособной обеспечить охрану своих, самых протяженных в мире границ.
Беда седьмая: надвигающаяся угроза системного кризиса, социального взрыва и распада государства
В статусе страны третьего мира Россия долго просуществовать не сможет. Авторитарная, кланово-олигархическая власть, стоящая на страже такого несправедливого распределения общественных богатств и прав собственности, которое сложилось в современной России, с неизбежностью создает предпосылки для очередной революции. Десятки миллионов обездоленных станут потенциальной опорой радикальных вождей и группировок как ультралевого, так и ультраправого толка. Это - гигантский потенциал разрушения государства. Помимо угрозы массовой гибели людей революция повлечет за собой неминуемый распад страны. Нарастающей и необратимой слабостью России без сомнения воспользуются и внешние силы.
II. Альтернатива - современное государство
Только современное государство может спасти Россию от исторического краха. Такое государство имеет два фундаментальных признака. Оно является:
1. Демократическим. Вместо авторитарной, кланово-олигархической политической системы - реальное разделение властей, честные выборы, независимый суд, свобода слова в СМИ. В такой атмосфере гораздо легче бороться с коррупцией. В тех странах, где эти механизмы демократии более или менее эффективно и реально работают, с коррупцией действительно борются и её уровень значительно ниже, чем у нас.
2. Социальным, т. е. обеспечивающим равные возможности для самореализации личности в обществе, а с учетом российских реалий - активно работающим в целях преодоления пропасти между богатыми и бедными, не допускающим какой-либо дискриминации, в том числе по национальному признаку, и посягательства на жизненно важные интересы различных слоев населения и общества в целом.
Именно эти две фундаментальные основы любого современного государства обеспечивают динамичное развитие передовых стран. Еще ни одна страна, построившая у себя современное государство, не проиграла ни в чем, не оказалась в числе отсталых. И ни одна страна, явно отвергнувшая его, не выиграла.
Достоинством и особенностью России является многонациональный характер ее народа. Всесторонний учет этой фундаментальной особенности России как скрепляющего, а не дезинтегрирующего государство фактора - залог успеха всех предстоящих преобразований. Для укрепления своих исторических преимуществ государство должно проводить политику в области межэтнических и межнациональных отношений, направленную на их гармонизацию, предупреждение проявлений экстремизма, национализма, ксенофобии и конфликтов на этой почве.
Многим в России сегодня больно наблюдать, как наша страна, вопреки громким декларациям её политического руководства, фактически не продвигается вперед, а движется к проигрышу в геополитической конкуренции.
В 90-е гг. в России была предпринята попытка построить демократию без механизмов социального государства. Она провалилась.
Сегодня российская власть пытается построить государство без свободы и демократии, подменив их различного рода муляжами. В условиях XXI в. и эта затея бесперспективна. Мы предлагаем другой путь и принципиально иную программу преобразования России. Главная задача состоит в глубокой модернизации страны и общества - построении современного сильного, демократического, социального европейского государства.
Мы считаем, что современную динамичную страну невозможно построить:
- без реальной демократии;
- без преодоления глубокой пропасти между бедными и богатыми, создавшейся в 90-е гг. и разросшейся до опасного предела в последние 7 лет;
- без обеспечения реального равенства политических, экономических и социальных прав граждан;
- без восстановления в людях утраченного чувства собственного достоинства, уважения друг к другу, веры в справедливость, уверенности в будущем.
Решение этих главных задач - путь к обеспечению равенства возможностей граждан России.
III. Благосостояние для всех!
В ходе большинства экономических реформ, проведенных в стране, проиграли не только "слабые" (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), но и те, кто мог бы сам "встать на ноги". Появился рынок, но большинство граждан недополучило достаточно возможностей, чтобы реализовать свои способности и нормально зарабатывать в новых условиях, и потому обеднело.
* * *
Чтобы создать основу развития, государство обязано вернуть людям их политические, экономические и социальные возможности, утраченные и недополученные в течение последних 16 лет. Оно должно всемерно содействовать сокращению пропасти между безграничными возможностями олигархов и ничтожными шансами большинства, особенно бедных.
Нам нужна стратегия "выравнивания возможностей". В части политической она касается интересов всех граждан страны. В части экономической и социальной она осуществляется в интересах общества в целом, и прежде всего:
- пенсионеров, которые были отодвинуты на грань нищеты и проиграли гораздо больше, чем, например, пенсионеры восточно-европейских стран;
- бюджетников, которые по уровню доходов резко проиграли по сравнению не только с бизнесменами, но и с остальным работающим населением;
- обманутых вкладчиков Сбербанка, людей, пострадавших от финансовых пирамид и дефолта 1998 г.;
- работников наемного труда, получающих по сравнению с менеджментом предприятий дискриминационно низкую зарплату при фактически повсеместном ухудшении условий труда;
- сельских жителей, у которых отобрали не только земельные доли, но и социальную инфраструктуру (доступные школы, почтовые отделения, фельдшерские пункты, учреждения культуры и др.);
- научных работников и ИТР, у которых фактически отнимают интеллектуальную собственность;
- представителей малого бизнеса, вытесняемого и подавляемого сегодня крупными олигархическими монополиями;
- собственников квартир, которых чиновники заставляют полностью оплачивать капремонт и не дают распоряжаться прилегающей к домам землей;
- владельцев дачных участков, за которыми до сих пор не признаны полноценные права собственности;
- обманутых дольщиков (квартирных инвесторов) и обманутых владельцев земельных долей и т. д.
Все эти люди должны получить свой шанс выиграть! <…>
http://www.yavlinsky.ru/said/documents/index.phtml?id=3342
Из редакционной статьи "Независимой газеты" "Болезнь правизны: Жесткая риторика демократов - дорога в никуда"
Вчера утром рано поднявшимся гражданам показали очередную подборку партийных роликов, представлявших на этот раз исключительно демократические структуры. Григорий Явлинский, выступление которого на ядовито-зеленом фоне завершило получасовой выпуск, произнес в конце любопытную фразу. Смысл ее в том, что ни одна другая партия не сможет и не захочет сделать для народа столько, сколько обещает "Яблоко". Д.
Накануне "НГ" опубликовала яростную полемику Ивана Старикова и Бориса Немцова. Оба - приверженцы одного и того же праволиберального мировоззрения. Расходящиеся в способах достижения цели. Но кажется, нет для них большего врага, нежели бывший единомышленник.
Ни одна из этих партий не обрушивает столько критики на головы классовых, идеологических противников - коммунистов например. Хотя, казалось бы, вопросов к Геннадию Зюганову у каждой из либеральных партий должно быть множество. Так нет, именно в Зюганове "Яблоко", например, видит естественного союзника. А обличительный пафос и доверительные интонации Михаила Барщевского направлены на кого угодно, только не на партию власти.
Ситуация взаимного неприятия особенно заметна в теледебатах. Становится понятно, что не только отсутствие главного противника вызывает междоусобную войну кандидатов от демократического лагеря. Налицо давние, непримиримые разногласия, погасить которые не способна даже отчетливая перспектива остаться вечными маргиналами. Создание либеральной общедемократической фракции в Думе кажется участникам дискуссии менее важным делом, нежели самоидентификация по второстепенным вопросам тактики.
Между тем перспектива забвения ожидает всех участников нездорового состязания, поскольку избиратели не в силах понять, например, чем вызвано предельное взаимное неприятие Чубайса и Явлинского, или почему Барщевскому вдруг понадобилось создавать свою партию при наличии такого многообразия на либеральном фланге.
Причин непонимания две. Во-первых, отсутствие четкой идеологии у каждой из структур. Внятные установки заменены ворохом лозунгов, слабо различимых у разных партий. Во-вторых, расхождения не касаются главных тем, волнующих граждан, будь то отсутствие гарантий для бизнеса, защита частной собственности, доступного образования или армейская реформа.
Самоубийственная тактика борьбы за выживание порознь скажется не только на судьбе самих либералов. В заложниках амбициозных лидеров окажется после выборов Россия. Неокрепшая демократия легко устранится с политического поля многовековыми традициями чинопочитания и страха.
В этой ситуации антилиберальные силы получат карт-бланш, оставляя страну на долгие годы в состоянии застоя, чреватого болезненными кризисами.
Противники демократов с удовольствием наблюдают, как они топчут друг друга. И это стало традицией: с легкой руки новых либералов поколение "перестройщиков" первой волны обрело репутацию легкомысленных приспособленцев. Критика правых в адрес друг друга позволяет партии власти достигать своей цели малой кровью.
Это вызывает сожаление, тем более на фоне того, что в России бурными темпами происходит становление среднего класса, интересы которого объективно выражает идеология демократии и либерализма.
Независ. газ. (Москва). 2007. 22 нояб.
Из статьи В. Джалагония "На старте выборного марафона"
Не буду уж говорить о традиционной взаимной идиосинкразии со стороны СПС и "Яблока", что растаскивает и без того хилый электорат этого политического спектра. В конце концов, наверное, прав Григорий Явлинский, говоря, что это принципиально разные партии и пора прекратить прекраснодушные разговоры об их слиянии. Хуже то, что обе партии прозевали изменения, которые произошли за последнее время в социальной базе российского либерализма.
Эхо планеты (Москва). 2007. № 44. С. 9
Из интервью руководителя социологической службы "Левада-центр" Л. Гудкова
Все-таки все партии у нас образовались в свое время из осколков номенклатуры. Они борются за власть и в гораздо меньшей степени ориентированы на интересы населения, интересы отдельных групп, представлять которые не стремится ни одна из партий.
- Не стремились, пока не вылетели из Думы на прошлых выборах. И теперь "Яблоко" увлечено местным самоуправлением, СПС занялся разработкой социальных программ и проектов.
- Поздно. Такая работа не приносит успеха через год или через четыре. Этим надо было заниматься с первых дней своего существования. И заниматься систематически, а не ограничиваться только предвыборным периодом. Не исключаю, что у "Яблока" и СПС есть потенциал среди избирателей Москвы, где антипутинские настроения сильнее, чем в иных регионах. Но столичные сторонники демократов могут не прийти на выборы, заранее уверив себя, что их партии не пройдут в Думу. А если брать страну в целом, то перед "Яблоком" и СПС стоит крайне тяжелая задача - восстановить утраченное доверие. К предстоящим выборам эта задача, очевидно, решена не будет. И сложно прогнозировать, будет ли вообще решена, если у этих партий не будет средств, чтобы донести свои идеи до общества.
Коммерсантъ-власть. 2007. № 35. 10 сент. С. 29
Из статьи П. Салина "Основное блюдо" на фоне избытка политического "гарнира". Партии накануне выборов
Съезд "Яблока" обозначил стремление партии монополизировать правозащитную тематику. Включение правозащитника Сергея Ковалева говорит о том, что партия намерена в очередной раз сделать упор на тематику прав и свобод человека, а слоган "Свобода и справедливость" подчеркивает ее потенциальное внимание именно к социально-экономической составляющей правозащитной деятельности, что в целом укладывается в логику левого запроса. Однако вероятное вхождение в списки СР Галины Хованской, а также репутация Сергея Ковалева как персонажа из середины 1990-х гг. могут заставить усомниться избирателей, симпатизирующих социал-демократическим лозунгам, в искренности слогана партии.
В то же время правозащитники, создавшие себе позитивный имидж в последние несколько лет и способные найти поддержку среди умеренно правого и социал-демократического электората (например, депутат Мосгордумы Сергей Митрохин), в федеральную тройку не вошли. Другими словами, Григорий Явлинский заявил претензию на монополию в правозащитной деятельности, однако не учел, что более актуальной в настоящее время является не отвлеченная правозащитная тематика начала 1990-х гг., а реальная - социально-экономической направленности (защита прав обманутых соинвесторов, пострадавших в результате точечной застройки и т. п.)
Полит. класс (Москва). 2007. № 11 (35). Нояб. С. 40, 41
|