Помимо чисто прагматических мероприятий, Екатерина
озаботилась и выработкой идеологического обоснования для своего политического курса. Оно было дано в так называемом «Наказе», предназначенном для обсуждения в Уложенной комиссии. Это объемистый труд из 20 глав, поделенных на 526 статей, в которых раскрываются принципы организации государства и роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права, а также основы общественной структуры и сословной политики. Екатерина не скрывала, что почти весь текст «Наказа» основан на «Духе законов» Ш. Л. Монтескье и работе Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Однако при этом автор проводит здесь свою политико-правовую концепцию, дабы приспособить идеи Просвещения к теоретическому обоснованию монархического
государства как способа самоорганизации общества. При этом полностью отвергается теория «естественного права» и связанная с ней теория происхождения государства как «общественного договора» – идейные основы европейского либерализма. Отказ молчаливо мотивировался тем обстоятельством, что монарх-самодержец (и государство в его лице) не может иметь каких-либо обязанностей перед своими подданными, поскольку взаимные обязательства могут иметь силу лишь в свободном гражданском обществе, но не в обществе, где половина населения скована крепостным правом.
|
|
|