Спор о происхождении
Древнерусского государства


   на главную

    лекции

      Спор о происхождении Древнерусского государства:


Трудные пути легенды

    За годы своего существования "норманнская теория" обросла массой доказательств и контраргументов. Неизбежно росло количество привлекаемых источников, из которых наиболее важными являются письменные, лингвистические (имена и географические названия - топонимы) и археологические.

    Основной письменный источник - рассказ о призвании варягов из Повести временных лет - не раз подвергался разного рода интерпретациям. Высказывались и сомнения в том, насколько точно передан этот рассказ летописцем. Специалистам, занимавшимся исследованием русских летописей, среди которых, прежде всего, следует назвать имя А.А. Шахматова, удалось установить, что самый ранний текст летописи был создан в середине XI в., то есть через 200 лет после описываемого призвания варягов. Остается только строить предположения о том, из каких источников черпал свои сведения летописец, и насколько его сведения соответствуют действительности. Не раз выражалось мнение, что появление рассказа в Повести временных лет было связано с политической конъюнктурой, которой следовал летописец: либо для того, чтобы оправдать существовавший порядок призвания князей в Новгороде, либо для того, чтобы объяснить приглашение Владимира Мономаха на киевский престол в 1113 г.
   Не раз исследователи указывали и на "сказочный" характер самой легенды - предание о трех братьях-прародителях было довольно распространено в Европе. В самой Повести временных лет мотив "трех братьев" неоднократно повторяется: вначале это библейские братья Сим, Хам и Иафет, после потопа разделившие землю, затем - Кий, Щек и Хорив - легендарные основатели Киева, и, наконец - Рюрик, Синеус и Трувор. Современный подход к интерпретации летописного текста предлагает весьма взвешенную позицию по этому вопросу: не отрицая того, что летописец пользовался чужими литературными образцами, специалисты (в их числе следует назвать Б.А. Успенского, В.М. Живова, А.М. Ранчина) считают, что летописные рассказы все же не являются плодом "чистой фантазии". Для объяснения позиции летописца используется понятие "библейского культурного кода". Это значит, что летописец (почти всегда монах) осмысливал мировую историю как продолжение Священной истории, изложенной в Библии. Поэтому события, имеющие к его родной истории непосредственное отношение, он соотносил с библейскими событиями, выстраивая их в единую линию Промысла Божия. Иными словами, летописец вовсе не имел намерения искажать историческую действительность или обманывать читателя. Он сам совершенно искренне верил в то, что "история повторяется" на его глазах, действительно видел в событиях глубинный смысл и пытался сделать его явным и для читателя. Для этого он и облекал рассказ в готовую, не им придуманную, литературную форму, "намекая" на события Священной истории, уже знакомые читателю.

Нестор-летописец, один из авторов Повести временных лет. Скульптура М. М. Антокольского (1890)
Нестор-летописец

    Но были в истории и попытки создать альтернативную легенду о происхождении Древнерусского государства. В начале XV в. в Новгородском летописании (вероятно, в пику Москве, стремительно поглощавшей независимые русские княжества) появляется фигура Гостомысла - первого старейшины ильменских словен. В одной из летописей XVI в. Гостомысл выступает уже как инициатор призвания варягов. В это же время появляется и фигура Вадима - новгородца, возглавившего заговор против Рюрика и убитого им.
   В XVIII в. историк В.Н. Татищев опубликовал текст Иоакимовской летописи, в которой Рюрик уже получил генеалогию: он назывался там внуком Гостомысла, сыном одной из его дочерей - Умилы. Известия В.Н. Татищева вызвали длительные споры между историками, так как Иоакимовская летопись, составленная XVII в., до нас не дошла (равно как и множество других его источников), а значит, проверить подлинность текста и достоверность сообщаемых в нем сведений очень трудно. В данном случае историк может только сделать выбор: доверять научному авторитету Татищева или нет.
   Наконец, в литературном сочинении XVI в. "Сказание о князьях владимирских" Рюрик и его братья получили не только новую генеалогию, но и "прародину", из которой они пришли в земли восточных славян. "Сказание" излагает легенду о происхождении русской княжеской династии от брата римского императора Августа (63 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.) по имени Прус. По сказанию, Рюрик был потомком этого Пруса и прибыл на зов новгородцев из земель, которые позже стали называться Пруссией. Это легенда, источники которой не установлены, активно использовалась в дипломатии Ивана Грозного и вошла в ряд историко-генеалогических сочинений его времени (например, в знаменитую "Степенную книгу"). Именно этой довольно поздней легендой воспользовался Ломоносов, пытаясь разгромить Миллера. Правда, к ней он добавил уже собственные построения, доказывая, что обитатели тогдашней Пруссии были не немцами, а славянами.
назад вперёд

Гостомысл. Скульптура Н.С. Пименова
Гостомысл

Rambler's Top100