Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства
- Кризис Московского царства
- Начало эпохи преобразований
- Строители империи: Петр I и его преемники
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм"
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса
|
|
Создание бюрократического аппарата
|
|
|
А что было сделано внутри страны? Прежде всего, Петр
собрался кардинально изменить систему государственного управления, отдав эти функции в руки бюрократии. Образцы для него: Германия, Голландия, Британия, Дания, Швеция. В 1708–1710 гг. проводилась первая губернская реформа, по которой страна была разделена на 8 губерний, правда, разного размера по территории: Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская. Возглавлявшие их доверенные лица из окружения царя сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции управления. При губернаторах состояли также вице-губернаторы, обер-коменданты (ведали военными делами), обер-провиантмейстеры (денежные и хлебные сборы) и так называемые ландрихтеры, ведавшие правосудием. Но поскольку некоторые губернии оказались явно слишком крупными, началось их дробление – в 1713–1714 гг. появились еще 3 новых: Нижегородская, Астраханская и Рижская. Губернии с 1715 г. стали делиться на провинции, а последние – на дистрикты, заменившие собой прежние уезды. Во главе провинций стояли коменданты, при которых действовали камериры, отвечавшие за сбор налогов, и
рентмейстеры, ведавшие местной казной. Все эти меры были направлены на достижение максимально возможной эффективности налоговых сборов и поддержание полицейского порядка в любой точке страны. Высшим судебным и управленческим органом стал Сенат, учрежденный Петром в 1711 г. перед тем, как царь отправился в Прутский поход. Он осуществлял связь с губерниями, надзирая на правильным ведением дел на местах через своих комиссаров. Тогда же был основан институт фискалов – целая армия официальных лиц, тайно выявлявших все преступления, наносившие ущерб государству. Жалования они не получали, в награду за труды им полагалась часть конфискованного имущества провинившихся.
|
|
|
Сенат и сенаторы
|
|
Второй этап административных преобразований начался с 1717 г. Вместо приказов и канцелярий создаются 12 коллегий, структура и функции которых были подробнейшим образом разработаны в Генеральном регламенте 1720 г. Первой из всех возникла еще в 1715 г. Коммерц-коллегия, занимавшаяся делами в сфере торговли. В 1718 г. приступили к работе коллегии Военная, Адмиралтейская и Иностранная. Остальные коллегии также имели полномочия действовать в пределах закрепленных за ними сфер: Берг-коллегия – горное дело, Мануфактур-коллегия – промышленное производство, Камер-коллегия – налоговые сборы, Штатс-контор-коллегия – расходы государственного бюджета, Ревизион-коллегия – контроль за деятельностью двух предыдущих ведомств, Вотчинная коллегия – земельные
владения российского дворянства, Юстиц-коллегия – судопроизводство. Среди них был и созданный в 1721 г. Синод, ставший ведомством, надзирающим за церковью. Во главе его стоял Стефан Яворский, ранее исполнявший обязанности местоблюстителя патриаршего престола, ибо выборы преемника умершему в 1700 г. патриарху Адриану Петр проводить не стал.
Вице-президентом Синода был знаменитый Феофан Прокопович, автор «Духовного регламента», в котором прописывались новые обязанности священнослужителей, как-то: присяга на верность царю, аналогичная чиновничьей, а также разрешение нарушать тайну исповеди в случаях, «грозящих государственным интересам». Все это означало решительный переход к унификации и бюрократизации системы государственного управления. Президенты коллегий стали членами Сената.
Кроме того, указом от 12 января 1722 г. во всех центральных и губернских учреждениях вводилась должность прокурора. Генерал-прокурор П. И. Ягужинский, в подчинении
у которого находились все фискалы империи, имел право непосредственного доклада государю (за что и получил прозвище «око государево»), мог опротестовать и приостановить решение Сената. По сравнению со старой приказно-воеводской системой, в новой структуре органов управления каждое звено отличалось от других
строго определенными функциями, а большая часть учреждений приобрели коллегиальный характер. При этом все государственные служащие получили статус наемных чиновников, живших на жалование. Теоретически это должно было подразумевать профессионализм каждого чиновника и невозможность использования власти в корыстных целях. На самом же деле все, как всегда, произошло с точностью до наоборот – именно в петровскую эпоху коррупция, взяточничество и злоупотребления непрерывно разраставшегося государственного аппарата достигли
таких размеров, которые и представить себе было нельзя в предыдущие столетия.
|
|
|
Двенадцать коллегий
|
|
Феофан Прокопович
|
|
Павел Ягужинский
|
|
Трехуровневое местное управление, созданное первой губернской реформой, оказалось слишком сложным, поэтому в 1719–1722 гг. проводится вторая губернская реформа. Губернии во главе с губернаторами сохранялись, но основной административной единицей стала провинция, во главе большинства из них стояли воеводы, пользовавшиеся теперь практически неограниченной властью. Правда, в 1720–1721 гг. в городах были созданы магистраты, отвечавшие за сбор налогов с городского населения (в дистриктах этим занимались земские комиссары), однако при проведении первой переписи душ и раскладке подушной подати контроль над гражданской администрацией получили полковые офицеры и воинские команды.
Выстроенная сверху донизу судебная система, которая теоретически должна была обеспечивать независимость суда от исполнительной власти, тоже оказалась фикцией – очень скоро воеводы обрели контроль над судебными органами своих провинций. Выборное начало уцелело лишь в городовых магистратах, а главной тенденцией к концу петровского царствования стало усиление жесткой структуры власти во главе с «самовластным монархом, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Из всех функций государственной машины наиболее широко
были представлены фискальная, оборонительная и карательно-охранительная.
|
|
|
первый российский канцлер
|
|
|