Седов В. В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. В данной статье речь идет о проблеме формирования государственности у восточных славян на протяжении IX в., до захвата Киева князем Олегом. Вопрос этот до сих пор не решен окончательно, поскольку сохраняются различные варианты трактовки этнонима "рус" (или "рос"), который автор относит к славянскому населению Приднепровья. По данным множества иностранных источников, на этой территории уже в IX в. существовало государство, именуемое Русским каганатом - титул кагана был, несомненно, заимствован у ближайших соседей, хазар. В середине века, т. е. еще до появления Рюрика в Новгороде, жители этого государства вступают в контакты с Византией. Лишь после захвата Киева Олегом и объединения двух центров древнерусской государственности - Новгорода и Киева - начинается приток сюда скандинавских переселенцев. Поэтому русами, по мнению автора, называли изначально именно славян, живших по берегам Днепра и в Причерноморье.
Милов Л. В. Ruzzi "Баварского географа" и так называемые "русичи" // Отечественная история. 2000. № 1. Проблема, связанная с происхождением слова "русь", тесно связана с решением вопроса о характере древнерусской государственности (была ли она связана с приходом варягов или зарождалась задолго до их появления). Автор статьи анализирует различные гипотезы происхождения слова "русь", отмечает фиксацию этого слова в источниках и на основе филологических данных приходит к выводу о раннем существовании политических объединений славян в Среднем Поднепровье.
Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3. Спокойная критика наиболее воинственных из норманистов. Оценка вклада скандинавского элемента в становлении русской государственности и общественности с использованием данных различных дисциплин, например, ономастики. Особое внимание древней Ладоге.
Арцыбашева Т. Н. Славяне - русы - варяги - кто они? // Вопросы истории. 2004. № 1. Вполне занимательные уточнения, как будто нарочно придуманные для фымышат, с использованием свидетельств западноевропейских и отечественных.
Галкина Е. С. Территория Хазарского каганата IX - первой половины X в. в письменных источниках // Вопросы истории. 2006. № 9.
Анализ текстов малоизвестных источников с целью определить политическую значимость и границы влияния Хазарии в Восточной Европе IX-X вв. По мнению автора, и то, и другое значительно преувеличиваются историками. Интересно и познавательно.
Фомин В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечественная история. 2008. № 2.
Развернутое изложение позиции историков-"антинорманистов", отрицающих всякое влияние скандинавских элементов на процесс складывания Древнерусского государства. Основная мысль - "варяги" русских летописей явились выходцами из пределов Южной Балтики, где уже ранее проживали славяне и ассимилированные ими народы. К сожалению, тезис не подкреплен существенными доказательствами, поскольку автор сосредотачивается, в основном, на критике своих противников-"норманистов".
Семенов И. Г. Образование Хазарского каганата // Вопросы истории. 2008. № 8. Обзор сведений о возникновении в VII в. Хазарского государства. Автор солидаризуется с традиционной точкой зрения, связывавшей выход хазар на историческую сцену с гибелью Западно-Тюркского каганата.
Горский А. А. К спорам по "варяжскому вопросу" // Российская история. 2009. № 4. Характеристика современного состояния полемики о происхождении варягов между антинорманистами и их оппонентами. Хорошо показано, что антинорманисты руководствуются отнюдь не научными соображениями.
Мурашева В. В. "Путь из ободрит в греки…" (археологический комментарий по "варяжскому вопросу") // Российская история. 2009. № 4. Та же проблема с точки зрения археолога. Вполне четко доказывается значительное присутствие скандинавских элементов в Восточной Европе, что опровергает фантастические измышления антинорманистов.
Грот Л.П. (Швеция). Праиндоевропейские корни населения на Севере России // Российская история. 2010. №3. Автор отмечает преемственность уникальных "сакральных первоначал" древнейшего Севера для Древней Руси и в силу этого выступившего прямым предком последней. Связующим звеном было праиндоеврепоейское население Севера, в числе которого выделяются предки северных поморов - древние варяги Севера, сменившие здесь мезолитические племена и унаследовавшие северные священные традиции, связанные с островом как наиболее сакрализованным пространством, закрепив свое главенство в полиэтнической среде многочисленными топонимами с корнями вар-, тиражировавшими как имя народа, так и, возможно, имя божественного первопредка.
Гасанов М. Р. Дагестан и Древняя Русь // Вопросы истории. 2010. № 2. Перечислены контакты русов и дагестанцев с VI в. до XIII в.
Грот Л. П. Праиндоевропейские корни населения на Севере России // Российская история. 2010. №3. Автор отмечает преемственность уникальных "сакральных первоначал" древнейшего Севера для Древней Руси и в силу этого выступившего прямым предком последней. Связующим звеном было праиндоеврепоейское население Севера, в числе которого выделяются предки северных поморов - древние варяги Севера, сменившие здесь мезолитические племена и унаследовавшие северные священные традиции, связанные с островом как наиболее сакрализованным пространством, закрепив свое главенство в полиэтнической среде многочисленными топонимами с корнями вар-, тиражировавшими как имя народа, так и, возможно, имя божественного первопредка.
Сахаров А. Н. 860 год в истории России // Вопросы истории. 2012. № 7. Очередной манифест антинорманистов и их идейного лидера, пытающегося доказать, что поход Аскольда и Дира на Константинополь был предпринят только славянами, без всякого участия скандинавов. Неубедительно, как и остальные их построения.