Тема 4. Распад Киевского государства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.
Статьи ведущих научных журналов. Аннотации.
Цыпин Владислав, протоиерей. От Крещения Руси до нашествия Батыя // Вопросы истории. 1991. № 4-5. Содержательный очерк церковной истории Руси.
Никон, иеромонах. Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв.) // Вопросы истории. 1991. № 12. История обителей, их внутренних отношений и отношений с миром, которая видится автору как драматическая и мучительно противоречивая.
Горский А. А. Русь в конце X - начале XII века: территориально-политическая структура ("земли" и "волости") // Отечественная история. 1992. № 4. О структуре Древнерусского государства до начала периода раздробленности. Менявшаяся политическая ситуация находила свое отражение и в летописной терминологии, когда "волостями" именовались составные части Древней Руси, а "землями" - суверенные государства и территории обособлявшихся отдельных княжеств.
Назаренко А. В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого // Отечественная история. 1994. № 4-5. Очень подробное изложение родственных связей князей-Ярославичей с правящими династиями различных западноевропейских государств. По мнению автора, русские князья в междоусобной борьбе активно прибегали к помощи (как дипломатической, так и военной) своих европейских родственников, также сами принимали деятельное участие во внутренних делах соседних с Русью государств Центральной и Восточной Европы.
Даркевич В. П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.) // Вопросы истории. 1994. № 10. Формула города. О теории городов как племенных центров. Города как историко-культурные феномены, их роль в предохранении Руси от "губительного изоляционизма".
Данилевский И. Н. Замысел и название Повести временных лет // Отечественная история. 1995. № 5. Попытка реконструкции раннесредневековых представлений о летоисчислении и механизмах фиксации деяний человека по ходу времени, отразившихся в тексте древнерусских летописей, в частности, Повести временных лет.
Даркевич В. П. Единство и многообразие древнерусской культуры (конец X - XIII вв.) // Вопросы истории. 1997. № 4. Подчеркивается громадная неоднородность русской культуры домонгольской поры, христианская религия рассматривается как колыбель и цитадель русской культуры.
Стефанович П. С. Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя на Руси в X-XII веках // Отечественная история. 2004. № 1. Анализ различных форм клятвы верности в Древней Руси - "крестного целования", и их отражения в летописях. Византийская идея о "любви" между людьми, которую стремится нарушить дьявол, вкладывая в их умы дурные мысли, использовалась летописцами для осуждения кровопролития в ходе княжеских междоусобиц, нередко становившихся результатом деятельности бояр, дружинников и других представителей знати.
Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. № 3. С. 50-69. Сравнительно полный обзор взглядов отечественных историков XIX-XX вв. в поисках ответа на вопрос о том, что же представлял собой политический строй Киевской Руси. Сам автор приходит к выводу, что это было политическое образование, состоявшее из полунезависимых земель, которые управляются князьями одного рода, однако подлинная власть принадлежит общинам крупных городов.
Юрасов М. К. Русско-венгерские отношения в годы киевского княжения Владимира Мономаха // Отечественная история. 2008. № 3. История конфликта между Владимиром Мономахом и его двоюродным племянником Ярославом Святополчичем, княжившим на Волыни, в ходе которого последний прибег к помощи венгерского короля. Автор полагает, что этот конфликт был спровоцирован желанием Мономаха сохранить киевский престол лишь за своими потомками, равно как и стремлением Ярослава силой отвоевать бывшие владения своего покойного отца.
Александров С. В. Смоленское княжество во второй половине XI - первой четверти XII в. // Вопросы истории. 2010. № 2. В статье освещен период от триумвирата (Изяслав, Святослав, Всеволод) до детей Владимира Мономаха. Кому и на каких условиях принадлежал Смоленск, было ли там княжеское правление, как этот вопрос освещен в источниках. Для конкретного применения статья слишком подробная, но если надо продемонстрировать "княжеский хаос" начала XII в., то это самое то.