Тема 3. Расцвет Киевской Руси: Владимир Святой и Ярослав Мудрый.
Статьи ведущих научных журналов. Аннотации.
Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси - Век Крещения // Вопросы истории. 1990. № 6, 12. Преподаватель Московской духовой академии пишет об этом более красочно, чем светские историки.
Горский А. А. Политические центры восточных славян и Киевской Руси: проблемы эволюции // Отечественная история. 1993. № 6. Автор доказывает, что не следует искать прямой связи между бывшими центрами союзов племенных княжений (поселениями IX-X вв.) и древнерусскими городами, приобретшими известность с конца X и в XI в. Подчинение союзов племенных княжеств власти киевских князей влекло за собой упадок старых укрепленных поселений и появление множества новых городов - опорных пунктов власти Рюриковичей.
Хвостова К. В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. 1995. № 1. А. А. Зимин. Правда Русская // Вопросы истории. 2001. № 8. Рецензия Ю. Г. Алексеева на книгу: А. А. Зимин. Правда Русская. М., 1999. Полезна сжатым изложением новых идей, содержащихся в книге Зимина.
Соловьев К. А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях древней Руси XI - начала XII вв. // Вопросы истории. 2002. № 5. Некоторые грани становления древнерусской государственности, особенно при Ярославе Мудром.
Поляков А. Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. 2005. № 3. Автор разделяет и проводит взгляд на Россию как на особую цивилизацию, рассматривает ее признаки и черты, дает характеристику древнерусских городов, социальной структуры, производства, права и т. д.
Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопросы истории. 2006. № 9. Разбор взглядов основных научных школ в отечественной историографии по вопросу: можно ли считать Киевскую Русь хотя бы раннефеодальным государством схожего с Западной Европой типа? Ответ на него дается в итоге отрицательный. Анализ соотношения частного и общинного землевладения, характеристика таких ценностных понятий, как "свобода", "братство" и др.
Лукин П. В. События 1015 г. в Новгороде. К оценке достоверности летописных сообщений // Отечественная история. 2007. № 4. С. 3-20. Анализ летописного рассказа об известном конфликте между новгородцами и варягами, когда князь Ярослав, встав на сторону последних, "избил" новгородских старейшин. Это, впрочем, не помешало ему примириться с жителями после получения известия о смерти его отца, князя Владимира, и о захвате киевского престола Святополком. Именно новгородцы дали Ярославу то войско, которое привело князя в Киев.
Поляков А. Н. Древнерусская цивлизация: вопросы социальной мобильности // Вопросы истории. 2009. № 9. Автор связывает социальную структуру древнерусского общества, фактически не знавшего вертикальной социальной мобильности, с языческим наследием, отмечает ряд "кастовых черт", хотя и никак не закрепленных формально. Этим он объясняет, в частности, и феномен "изгоя".
Климов Е. В., Кабаченко А. П. Престолонаследие в Древней Руси. Вторая половина IX - середина XI в. // Вопросы истории. 2009. № 12. Интересная точка зрения, согласно которой вплоть до времен Ярослава Мудрого на Руси сохранялась дохристианская традиция наследования власти младшими сыновьями правителей. Отчасти подтверждается наличием других братьев у первых древнерусских князей: Игоря и Святослава.
Стефанович П. С. "Большая дружина" в Древней Руси // Российская история. 2011. № 5. Анализ процесса трансформации княжеской дружины из чисто военной силы в составную часть государственного аппарата, происходившего в Древней Руси с конца X в. Автор отмечает, что аналогичные процессы имели место и в других раннефеодальных государствах Европы.
Горин А. Г. Об имперском государственном устройстве Древней Руси X-XI вв. // Вопросы истории. 2011. № 9. Попытка доказать, что уже при Владимире и Ярославе Мудром Древнерусское государство приобретает черты империи, аналогичной Каролингской. Правда, одного признания полиэтничного характера населения Древней Руси для такого вывода, пожалуй, все-таки маловато.
Шумилов Е. Н. Ярослав Мудрый и Ирина: семейно-государственная драма // Вопросы истории. 2012. № 11. Оригинальная гипотеза о том, что князь не являлся самостоятельным правителем. Большую часть жизни ему пришлось зависеть от своей жены - принцессы Ингигерд, и ее шведских родственников, которым он был вынужден отдать во владение Ладогу. Изложено достаточно убедительно, с опорой на множество источников.