Журавлева Л. С. Смоленская крепость // Вопросы истории. 1993. № 4. Полезная информация о происхождении и качестве крепости.
Коваленко Г. М. Смута в России глазами английского кондотьера // Вопросы истории. 1999. № 1. Сочинение английского кондотьера Г. Бреретона "Известия о невзгодах в России", доселе почти неизвестного второразрядного, но в чем-то полезного свидетельства.
Флоря Б. Н. Об установлении "заповедных лет" в России // Отечественная история. 1999. № 5. Завещание князя Дмитрия Пожарского // Отечественная история. 2000. № 1. Публикация источника. Духовная грамота - важный исторический источник для исследования социальных, экономических, бытовых реалий, важных для проникновения во внутренний мир нравственных установок человека средневековья.
Русско-турецкие отношения в начале XVII в.: от конфронтации к сближению // Отечественная история. 2003. № 5. На основе данных "посольских книг" автор статьи корректирует сложившееся у историков представление о том, что дипломатические отношения России и Турции начались только в разгаре Смуты в 1613 г., когда положение России было катастрофическим.
Пенской В. В. Попытка военных реформ в России начала XVII века // Вопросы истории. 2003. № 11. Попытка растянувшаяся - упоминаются Годунов, Первый Лжедмитрий, Шуйский и особенно М. Скопин-Шуйский; от последнего проводится линия военного реформирования к первым Романовым и Смоленской войне. Произведение краткое, по-своему любопытное, несколько умозрительное.
Петрухинцев Н. Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI века // Вопросы истории. 2004. № 7. Довольно длинная и несколько утомительная статья с некоторыми историографическими подробностями, с попыткой рассмотреть роль поместной системы и служилых дворян, но в конце концов дело сводится к фискальным интересам государства.
Лабутина Т. Л. Зарождение англомании и англофильства в России // Вопросы истории. 2008. № 2. Обзор русско-английских связей во времена правления Ивана Грозного и Бориса Годунова. Именно этих царей автор считает первыми "западниками" на российском престоле. Оба они пытались породниться с английской царствующей династией или знатными аристократическими фамилиями.
Аракчеев В. А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI - начале XVII в. // Вопросы истории. 2009. № 1. Рассматриваются существующие исторические концепции по вопросам, связанным с режимом "заповедных лет" и указами царя Федора Ивановича по крестьянским делам. Автор считает, что именно "заповедные годы", продолжавшиеся фактически все время его царствования, стали основой для введения в 1597 г. запрета на переходы крестьян и 5-летнего срока сыска беглых.
Магарамов Ш. А. Восточный Кавказ в политике России, Турции и Ирана в конце XVI в. // Вопросы истории. 2009. № 4. Слабо изученные вопросы дипломатического участия России в войнах за гегемонию на Кавказе и Ближнем Востоке между Османской империей и Персидской державой. Стараясь воспрепятствовать укреплению позиций турок в этом регионе, Россия поддерживала сначала иранского шаха, а затем местных владетелей, стремившихся к сохранению независимости.
Лабутина Т. Л. Допетровская Россия глазами британцев // Вопросы истории. 2009. № 5. Анализ письменных свидетельств английских путешественников о России конца XVI в., в основном, по труду Д. Флетчера "О государстве Русском".
Лабутина Т. Л. Представления британцев о русском народе в XVI-XVII вв. // Вопросы истории. 2009. № 8. Фактически продолжение предыдущей статьи, правда, с неожиданным выводом. Сложившийся у британцев стереотип о "варварском" характере русского народа является, по мнению автора, "лишь удобным идеологическим прикрытием для колонизаторской политики".
Давиденко Д. Г. Московский Симонов монастырь в годы Смуты // Вопросы истории. 2009. № 10. Распространенная практика Смутного времени - использование монастырей в качестве крепостей. Даже в годы пребывания в Москве польского гарнизона Симонов монастырь не был захвачен поляками, зато стал надежной базой для участников Первого ополчения.
Лисейцев Д.В. Судебные приказы Московского царства в конце XVI - XVII в. // Российская история. 2010. №6. Автор прослеживает эволюцию системы судных приказов в конце XVI - начале XVII в. и констатирует, что эта система в рассматриваемый период отнюдь не была статичной. Возникновение первых судных приказов (Судного и Дворового судного) в начале 80-х гг. было связано с позднеопричными порядками, разделившими страну на две части и окончательно организационно выделившими "государев двор" из состава служилого сословия. Ликвидация опричных порядков после смерти Ивана IV привела к упразднению Московского судного приказа. Окончательный вид система судных приказов приняла 1615 г. Автор характеризует ее, как и все приказное управление Московской Руси, как в высшей степени пластичную и по этой причине практичную и функциональную.
Опарина Т.А. Выбор чина приема в православие западных христиан в период между патриаршества (1612-1619). // Российская история. 2010. №5. Автор показывает, что ко времени польской военной компании 1617-1618 гг. (похода Владислава) на службе русского государя находилось немало бывших подданных польского короля. Место погибших в бесконечных сражениях Смуты русских служилых людей занимали иностранцы, преимущественно выходцы из Речи Посполитой, которых не могли допустить до сражения в их прежней вере. С 1617 г. начинает действовать правило о присоединении к православию всех выходцев из Речи Посполитой. После обращения иноземцев первым чином власти не боялись их бегства и измены. После совершения таинства их выпускали из тюрем и направляли на службу. С этого момента иностранцы становились полноправными подданными государя - обращение в православие виделось гарантией верноподанничества.
Опарина Т. А. Выбор чина приема в православие западных христиан в период междупатриаршества (1612-1619) // Российская история. 2010. № 5. Автор показывает, что ко времени польской военной кампании 1617-1618 гг. (похода Владислава) на службе русского государя находилось немало бывших подданных польского короля. Место погибших в бесконечных сражениях Смуты русских служилых людей занимали иностранцы, преимущественно выходцы из Речи Посполитой, которых не могли допустить до сражения в их прежней вере. С 1617 г. начинает действовать правило о присоединении к православию всех выходцев из Речи Посполитой. После обращения иноземцев первым чином власти не боялись их бегства и измены. После совершения таинства их выпускали из тюрем и направляли на службу. С этого момента иностранцы становились полноправными подданными государя - обращение в православие виделось гарантией верноподанничества.
Лисейцев Д. В. Судебные приказы Московского царства в конце XVI - XVII в. // Российская история. 2010. № 6. Автор прослеживает эволюцию системы судных приказов в конце XVI - начале XVII в. и констатирует, что эта система в рассматриваемый период отнюдь не была статичной. Возникновение первых судных приказов (Судного и Дворового судного) в начале 80-х гг. было связано с позднеопричными порядками, разделившими страну на две части и окончательно организационно выделившими "государев двор" из состава служилого сословия. Ликвидация опричных порядков после смерти Ивана IV привела к упразднению Московского судного приказа. Окончательный вид система судных приказов приняла в 1615 г. Автор характеризует ее, как и все приказное управление Московской Руси, как в высшей степени пластичную и по этой причине практичную и функциональную.
Тюменцев И. О. Смута в понизовых городах в 1604-1614 гг. // Российская история. 2012. № 5. О ходе событий в ряде поволжских городов: Самаре, Царицыне, Астрахани. Появление местных самозванцев, противостояние сторонников обоих Лжедмитриев, Шуйского и других претендентов на престол. Хорошо характеризует обстановку, сложившуюся за годы Смуты в отдалении от столицы.
Даннинг Ч. Террор как средство возмездия и наказания во время Смуты в России (1604-1607 гг.) // Российская история. 2012. № 5. Точка зрения американского исследователя на социально-психологические причины крайнего ожесточения и распространения террора и массовых убийств в Смутное время. Отличались этими склонностями все участники событий Смуты, независимо от их происхождения и положения.
Лисейцев Д. В. Временные границы Смуты // Российская история. 2012. № 5. На основании многочисленных свидетельств современников и очевидцев Смуты автор устанавливает ее временные рамки в промежутке между 1604 и 1618 гг. Таким образом, выход из кризиса не был связан с избранием царя Михаила в 1613 г., а растянулся еще на несколько лет, до завершения военной интервенции Речи Посполитой с подписанием Деулинского перемирия.
Опарина Т. А. "Старые иноземцы" в эпоху Смуты // Российская история. 2012. № 5. Как и на чьей стороне действовали в годы Смуты иностранцы, давно находившиеся на русской службе, и их потомки? Автор показывает, что многие из них предпочли служить сначала Василию Шуйскому, а потом Михаилу Федоровичу, нежели встать под знамена самозванцев или выступать заодно с поляками.
Данилов А. Г. Новые явления в организации власти в России в период Смуты // Вопросы истории. 2013. № 11. Оригинальная концепция о возможности реализации в начале XVII в. не самодержавной, а сословно-представительной модели политической власти в России. Целый ряд "выборных" царей, активная роль многих сословных групп в политической жизни страны, по мнению автора, давали шанс отойти от идеи неограниченной власти монарха, закрепленной Иваном Грозным. Избрание же Михаила Романова без юридического закрепления принципов ограничения царской власти было не лучшим среди возможных путей выхода из кризиса.
Лисейцев Д. В. Костромские выборные дворяне рубежа XVI-XVII вв. // Российская история. 2013. № 6. Тщательный анализ списков личного состава и вариантов развития служебной карьеры представителей одной из провинциальных дворянских корпораций. События Смуты начала XVII в. способствовали возвышению многих из них. Материал интересный, но предназначен скорее для профессиональных исследователей.
Козляков В. Н. Спорные вопросы изучения служилого "города" в Смутное время начала XVII в. и "феноменология" Прокофия Ляпунова // Российская история. 2013. № 6. Полемическая статья. Автор спорит с В. Д. Назаровым по ряду проблем, касающихся истории провинциальных служилых "городов", а также роли П. Ляпунова в ряде событий Смуты. Насколько можно судить, речь идет о необоснованности возвышения личных качеств Ляпунова и оценки его как представителя интересов всех служилых людей при формировании Первого земского ополчения. Иллюстрация столкновения научного и публицистического подходов.
Ляпин Д. А., Пальчикова А. С. Восприятие провинциальным дворянством южных уездов политической борьбы в России в 1604-1613 гг. (на примере Елецкого уезда) // Российская история. 2014. № 6. Подборка сведений об использовании елецкими служилыми людьми для наречения своих сыновей имен, соответствовавших именам монархов, занимавших московский престол в годы Смуты. По мнению авторов, использование тех или иных имен (в частности: Дмитрий, Василий, Михаил) позволяет сделать вывод о распространенности политических предпочтений в служилой среде южных уездов на протяжении отдельных этапов Смутного времени.