История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Пролеткульт. ЛЕФ

       Характерной особенностью первых лет Октябрьской революции стал пафос пролетарского порыва и прорыва, бескомпромиссного разрыва с прошлым - со всей предшествующей российской традицией. В культуре эта линия была представлена Пролеткультом - возникшей накануне Октября массовой культурно-просветительной и литературно-художественной организацией сторонников особой, пролетарской культуры.

       Крупным авторитетом в области новой культуры был один из лидеров раннего большевизма А.А. Богданов, врач, философ, автор утопических романов "Инженер Мэнни" и "Красная звезда", оказавших сильное влияние на мировоззрение большевиков. Богданов считал, что культура каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована представителями других классов. Организационное начало пролетариата - коллективизм. Цель - формирование "нового человеческого типа, стройно-целостного, свободного от прежней узости, от индивидуальной замкнутости воли и чувства". С этой точки зрения, пролетариат должен пересмотреть всю предшествующую культуру, переоценить ее, овладеть ею. Одновременно Богданов выдвигал задачу создания самостоятельной пролетарской культуры, проникнутой духом трудового товарищеского сотрудничества. Другие теоретики Пролеткульта (пролетарский поэт и один из первых социологов отечественного менеджмента А. Гастев, писатель из рабочих В. Плетнев) считали, что культура нового типа может быть создана только представителями рабочего класса, на базе пролетарской психики и быта. Классическое культурное наследие ими отрицалось.


    Фото: А.А. Богданов


       В вульгаризованном, варварском виде эти идеи высказал пролетарский поэт В. Кириллов, писавший:
         Мы во власти мятежного страшного хмеля,
         Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты!,
         Во имя нашего завтра - сожжем Рафаэля,
         Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!

       Эта линия, однако, была остро раскритикована В.И. Лениным, заявившим в обращении к молодежи: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые человечество выработало".
       В кружках, студиях, лабораториях, рабочих университетах Пролеткульта к началу 20-х годов участвовало до полумиллиона человек.

       На "литературном фронте" в духе пролетарской классовой нетерпимости действовала РАПП - Российская организация пролетарских писателей - группировка, активно навязывавшая "классовую линию" в литературе. Своей грубой прямолинейностью "рапповцы" отпугивали тех писателей, которые сочувствовали преобразованиям, но общественно-политические позиции которых еще не определились. Не говоря уже о тех, кто, наподобие "Серапионовых братьев" (В. Каверин, Н. Тихонов, М. Зощенко и др.), в те годы вообще чурался политики. РАПП объединялась вокруг журнала "На литературном посту". "Напостовцы" провозглашали "гегемонию пролетариата в литературе" и преследовали не только "непролетарских" писателей", вроде Булгакова, но и Горького, и Маяковского. Дело зашло так далеко, что даже ЦК РКП упрекнул РАПП в некомпетентном вмешательстве в литературные дела и взял под защиту писателей-"попутчиков".


    Марк Шагал. Революция

       В 1922-1929 гг. среди десятков разнообразных литературно-художественных группировок наиболее громко заявил о себе знаменитый ЛЕФ - Левый фронт искусств. "Лефовцы" рассматривали художника как мастера, выполняющего задания своего класса, его социальный заказ. Искусство документа, факта они противопоставляли вымыслу, искусству для искусства. Они гордились своим утилитаризмом. С другой стороны, "формотворчество" (новая форма как таковая) приобретало у них непомерное значение. Центральной фигурой "ЛЕФа был В. Маяковский.

       К ЛЕФу тяготели такие блестящие молодые мастера, как Н. Асеев, С. Кирсанов, Б. Пастернак в поэзии, А. Родченко, В. Татлин в изобразительном искусстве, В. Шкловский в критике, С. Эйзенштейн, Д. Вертов, Л. Кулешов в кинематографе.
    назад вперёд

    Д. Бурлюк. Революция

    Rambler's Top100