История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Заключение


       Революция расколола Россию надвое. И нередко линия раскола приходилась прямо на сердца людей.

        Вот ведь и Мария Денисова, красавица и умница, лирическая героиня Маяковского, связала свою судьбу, по крайней мере, часть судьбы - с 1-ой Конной, с РВС, с кавалерийской шашкой.

    П. Филонов. Октябрь. Ландшафт
       Сила революционного взрыва была, по-видимому, чрезмерна. Во всяком случае, она исключила из жизни компромисс, посредничество между двумя противоположностями, отменила принцип дополнительности и всякую толерантность. Решено было, что универсальное средство познания и улучшения мира найдено, и только оно и должно быть принято и положено в основание культуры. Все знали, что такое "враг народа", но никому не приходило в голову использовать выражение "друг народа" - друзья как будто существовали по умолчанию.
       Победители взяли на себя роль организующего центра, политического, экономического и культурного. Это обстоятельство, в сочетании с тектоническими сдвигами в социальной массе, на время умножило энергию культуры. Но оно же лишило ее потенциала саморазвития. К концу 20-х годов культурная энергия, заданная революцией, оказалась исчерпанной. Верно сказано: чем яростнее революция, тем страшнее реакция.
       Блок одним из первых почувствовал "промежуточность" этого крайне своеобразного "отрезка" российской истории, и то, что сам он, Блок, как бы выпал из времени. Незадолго до смерти он написал жуткие слова: "…Сейчас у меня ни души, ни тела нет… Слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка". Еще две смерти двух очень разных художников подтвердили этот излет культуры: гибель Есенина в 1925 году и Маяковского в 1930-ом. Дело в том, что ни тому, ни другому в последующей культурной ситуации делать было нечего.

       Но на этом нельзя поставить точку. "Сейчас главнейшей силой, сплачивающей новое русское государство, будет являться великая мировая ценность - русская культура во всех её проявлениях", - мудро писал В.И. Вернадский. 20-е годы - момент величайшего исторического, культурного разрыва. Но они же и момент преемственности. Сегодня, из нашего исторического далека, мы имеем возможность увидеть отечественную культуру первого послереволюционного десятилетия действительно во всех ее проявлениях. Развертывается углубленное изучение культуры русской эмиграции, православной культуры, сложного переплетения элементов старого и нового в советской культуре 20-х годов. Будем надеяться, что сегодня мы с вами сделали шаг на пути к более полному пониманию искомой отечественной культурной цельности.
    А. Матвеев. Октябрь. 1927

    Фото: Мария Денисова

       
    назад вперёд

    Rambler's Top100