История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Театр и кино

        В 1918 году в Москве и Петрограде, уже голодающих, происходил настоящий театральный взрыв - новые театры появлялись десятками. Появился Театр революции - центр режиссерских экспериментов Всеволода Мейерхольда, выступившего с программой "Театральный Октябрь" и призвавшего к служению революции под знаком полного обновления сценического искусства. Мейерхольд смело вводил в театр элементы цирка (театр и цирк дополняли у него друг друга в невообразимых сочетаниях), карнавала, спорта, агитационного уличного действия, сближал театр и кино, часто использовал театральную гиперболу.

       Театр Мейерхольда - принципиально антимещанский. По заказу Мейерхольда Маяковский написал пьесу "Клоп", сатирически высмеивавшую тогдашних обывателей.

    А. Лентулов. Портрет Александра Таирова
       Актер и режиссер Александр Таиров тоже, как и Мейерхольд, был критически настроен по отношению к старому театру. Но его созидательная программа оказалась иной. Созданный им еще до революции Камерный театр, стремился к более тонкому синтезу театра, музыки, балета, живописи. Театр Таирова вполне далек от всякой утилитарности. Режиссер положил на алтарь революции не театральные "агитки", а богатство мировой драматургии, прежде всего европейской, и богатство большой литературы. От абстрактной изысканности сценического действия театр Таирова эволюционировал в 20-е годы к "конкретному реализму", тонкому культу детали.

       Ведущей артисткой Камерного театра была Алиса Коонен - одна из величайших драматических звезд ХХ века.

    Б. Григорьев. Портрет В. Мейерхольда





    В. Рындин. Портрет Алисы Георгиевны Коонен

       "Фантастический реализм" так называлось театральное направление Евгения Вахтангова, ученика Станиславского, вдохновленного революцией на новый поиск. Режиссерский стиль Вахтангова - открытая, восхитительная в своей непосредственности театральность. Вахтангов умер от туберкулеза в 1922 году. То, что он успел сделать, значительно. Его спектакль "Принцесса Турандот" - нескончаемый праздник вчерашнего, советского, и сегодняшнего российского театра.
       Театры 20-х гг. разительно отличались друг от друга - по тематике, жанрам, стилю. Был, например, театр "Синяя блуза" - коллектив, созданный в 1923 году. Свое название театр получил от униформы, рабочей одежды, в которой выступали актеры, - синей блузы. "Синеблузники" работали в жанре эстрадно-театральных представлений на темы политической жизни страны и бытовые темы. Это было нечто вроде "живой газеты", состоявшей из обозрений, фельетонов, интермедий, частушек, хоровых, танцевальных и физкультурных номеров.
    К.С. Станиславский в роли Фамусова в комедии А.С. Грибоедова
       И был Московский художественный театр - театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, дерзавший и нестареющий, несмотря на то, что обзавелся замшелым титулом "академический". В 1922 г. МХТ признала Европа и Америка, где он находился на бесконечно долгих гастролях. В эти сумбурные годы Художественный театр с большим достоинством отстаивал дорогие ему художественные принципы, прежде всего искусство переживания, школу психологической достоверности.

    Фото:Евгений Вахтангов
    Афиша. Синяя блуза

        М. Чехов: фотоВ МХТ и других театрах первое послереволюционное десятилетие вознесло к творчеству созвездие старых и новых актеров, которых в России хорошо помнят и поныне.

       Среди них фигура первой величины - Михаил Чехов, племянник А.П. Чехова, последователь Станиславского, актер, особенно преуспевший в комических и характерных ролях, вероятно, лучший Хлестаков в истории русского театра, а также театральный педагог. В конце 20-х гг. Чехов уехал за границу, работал в Германии, Великобритании, США, руководил театральными студиями. К нему во многом восходит современная американская актерская школа, основанная на тщательной работе актера над самим собой, имитации, подражании сложившемуся в фантазии образу, вплоть до полного перевоплощения.

       К 10-летию Октябрьской революции уверенно и серьезно заявила о себе новая советская драматургия - В. Билль-Белоцерковский, К. Тренев, Б. Лавренев, В. Иванов создали масштабные, волнующие, правдивые пьесы о революции и гражданской войне, которые потом десятилетиями не сходили с театральных подмостков.

    М. Чехов: кукла

       
    Кадр из фильма: Броненосец Потемкин. Нос корабля
       Мировой уровень демонстрировал в 20-е годы советский кинематограф, первооткрывателями которого стали Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко. В историю кино вошли фильмы С.М. Эйзенштейна "Стачка", "Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927), талантливо восславлявшие русский бунт и Октябрьскую революцию. "Потемкин" с триумфом прошел по экранам Европы, Америки и всего мира. Это - новаторский фильм, с потрясающими массовыми сценами, яркими крупными планами, снайперски точным и смелым монтажем. На Парижской выставке искусств "Потемкин" получил высшую награду - "Супер Гран-при". Он стал классикой нового искусства и был признан Международной ассоциацией кинокритиков одним из десяти лучших фильмов ХХ века. В подобном ключе была сделана картина В. Пудовкина "Мать".

       Всеволод Пудовкин окончил физико-математический факультет Московского университета. Он стал широко известен как раз экранизацией романа "Мать" (1926). В фильме не все так, как в романе М. Горького. Здесь мать и сын гибнут. Тогда казалось, что прорыв в будущее обеспечен, и важно было подчеркнуть высокую цену прорыва. Тема революции была продолжена Пудовкиным в двух его последующих лентах 20-х гг.: "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингисхана".

    Фото: Сергей Михайлович Эйзенштейн с актером японского театра Кабуки

    Кадр из фильма: Мать

    Плакат братьев Стенбергов к фильму Дз. Вертова: 1/6 часть мира
    Дзига Вертов
       Режиссер, оператор, сценарист, теоретик кино Дзига Вертов сильно опередил свое время. Он затеял непрекращающийся поиск. Без него трудно представить себе развитие киномонтажа, да и всего мультипликационного, документального, игрового кино в ХХ веке. Вертов снимал свои первые кинодокументы на фронтах гражданской войны, прямо под пулями и снарядами. Хронику он и его друзья "киноки" противопоставляли игровому кино, любому художественному вымыслу.

       "То, что мы делали в кинематографии до сих пор - на 100% заблуждение и прямо противоположно тому, что мы должны были делать",- писал Вертов. Он презрительно глядел на "кинообъедки" с немецкого и американского столов. "Осмотритесь! - восклицал он. - Вываливаются кишки переживаний из живота кинематографии, вспоротого рифом революции. Хватит ориентироваться на свой собственный зад. Надо очистить организм кино от страшного яда привычки". Он показал пример широкой экспериментальной работы.
      Киноглаз оценивался Вертовым как аппарат, более совершенный, чем глаз человеческий, как великолепный инструмент для исследования хаоса зрительных явлений. "Я освобождаю себя навсегда от неподвижности человеческой, я в непрерывном движении, я приближаюсь и удаляюсь от предметов, я подлезаю под них, я влезаю на них, я двигаюсь рядом с мордой бегущей лошади, я врезаюсь на полном ходу в толпу, я бегу перед бегущими солдатами, я опрокидываюсь на спину, я поднимаюсь вместе с аэропланами, я падаю и взлетаю вместе с падающими и взлетающими телами", - так вещал Киноглаз.
      Через совершенствование киномонтажа "киноки" хотели создать нового, совершенного человека, наделенного способностью свежо воспринимать действительность, сопоставлять любые точки вселенной, расшифровывать неизвестный доселе мир.

    Плакат братьев Стенбергов к фильму Дз. Вертова: 1/6 часть мира




    Братья Стенберги. Плакат к фильму: Человек с киноаппаратом

    Фото: Александр Довженко
       Александр Довженко, положил начало украинскому поэтическому кино, предложив всему советскому кинематографу, да и миру, совершенно новую кинопоэтику - взволнованные, возвышенные рассказы о человеке борющемся, срывающемся в тяжкие поражения, но и взлетающем к невероятным свершениям. Таковы его фильмы "Арсенал" и "Земля".
       Еще в 1921 году Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и Сергей Юткевич организовали Фабрику эстетического актера (ФЭКС). Именно там впервые появился увлекательный, озорной приключенческий фильм "Красные дьяволята" - о трех юных разведчиках, бойцах 1-ой Конной армии. Полным ходом в СССР производились авантюрные фильмы, мастером которых был Л. Кулешов, успешные бытовые комедии, наподобие "Закройщика из Торжка" Я. Протазанова с Игорем Ильинским в главной роли.
    назад вперёд

    Фото: Кадр из фильма: Закройщик из Торжка

    Rambler's Top100