История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Просвещение

       Поскольку большевики ставили своей задачей ускоренную модернизацию России и понимали всеобщую грамотность как фактор модернизации, они сразу же взялись за перестройку народного образования. В условиях "военного коммунизма" началось строительство единой бесплатной трудовой школы, сменившей классические гимназии, реальные училища, церковноприходские, земские школы. Отменили плату за обучение. Сделали обучение совместным. Сам дух революции взывал к педагогическому новаторству. Решающее значение придавалось школьному коллективу, его связи с рабочими коллективами. Одновременно провозглашалось уважение к личности ученика. Нередко педагогические поиски того времени "зашкаливали" за границы разумного: отменялась система уроков, задания на дом, учебники, оценки, экзамены и т.д.
       Стремясь к быстрой демократизации образования, Совнарком отменил экзамены в вузы и декретом от 2 августа 1918 г. дал преимущества при поступлении в них рабочим и крестьянской бедноте. Для ее ускоренной подготовки к учебе создавались рабочие факультеты (рабфаки), где молодые рабочие и крестьяне "грызли", как любили тогда говорить, "гранит науки". К середине 20-х гг. выпускники рабфаков составляли в России до половины студентов-первокурсников. Государство обеспечивало пролетарскую молодежь стипендиями и общежитиями.
       Пожалуй, самым значительным достижением советской власти в области просвещения в эти годы стала ликвидация неграмотности - дело, потребовавшее огромных, исполненных неповторимого энтузиазма усилий миллионов людей. Ведь неграмотным было 3/4 населения России. Декрет СНК "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", подписанный 26 декабря 1919 г. Лениным, гласил: "Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте. Уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности". Для обучающихся грамоте, государство сокращало рабочий день на два часа, сохраняя зарплату. В 1920 году большевики создали вторую Всероссийскую чрезвычайную комиссию, перед которой ставилась только одна задача - ликвидация неграмотности. Работало массовое общество "Долой неграмотность!". На многочисленных курсах учили элементарным навыкам чтения и письма. Заметной культурной силой стала Красная Армия: в перерывах между боями люди учились.

    П. Филонов. Формула революции
    А. Родченко. Побеждающее красное


    В. Дмитриев. Богоматерь на фоне Москвы. 1920

       
       К концу 20-х годов уровень грамотности в стране возрос, по сравнению с дореволюционным временем, вдвое и составил более 60 %. Но все это был результат деятельности "штурмовых бригад". Учащихся в начальных школах насчитывалось 10 млн. чел. (лишь 1/3 от соответствующего возрастного контингента): не хватало ни учителей, ни школ, ни учебников.

       Общий культурный уровень населения поднимался крайне медленно; наоборот, именно в 20-е годы обострились проблемы преступности, пьянства, хулиганства, проституции, одичали нравы. Неудивительно: мировая война, революция, гражданская война перевернули быт, разрушили привычные социальные формы, неизбежно увеличили хаотичность не только в положении общественных групп, но и в их мироощущении и поведении.
    назад вперёд

    Б.М. Кустодиев. Портрет М. Волошина

    Rambler's Top100