Поскольку большевики ставили своей задачей ускоренную модернизацию России и понимали всеобщую грамотность как фактор модернизации, они сразу же взялись за перестройку народного образования. В условиях "военного коммунизма" началось строительство единой бесплатной трудовой школы, сменившей классические гимназии, реальные училища, церковноприходские, земские школы. Отменили плату за обучение. Сделали обучение совместным. Сам дух революции взывал к педагогическому новаторству. Решающее значение придавалось школьному коллективу, его связи с рабочими коллективами. Одновременно провозглашалось уважение к личности ученика. Нередко педагогические поиски того времени "зашкаливали" за границы разумного: отменялась система уроков, задания на дом, учебники, оценки, экзамены и т.д.
Стремясь к быстрой демократизации образования, Совнарком отменил экзамены в вузы и декретом от 2 августа 1918 г. дал преимущества при поступлении в них рабочим и крестьянской бедноте. Для ее ускоренной подготовки к учебе создавались рабочие факультеты (рабфаки), где молодые рабочие и крестьяне "грызли", как любили тогда говорить, "гранит науки". К середине 20-х гг. выпускники рабфаков составляли в России до половины студентов-первокурсников. Государство обеспечивало пролетарскую молодежь стипендиями и общежитиями.
Пожалуй, самым значительным достижением советской власти в области просвещения в эти годы стала ликвидация неграмотности - дело, потребовавшее огромных, исполненных неповторимого энтузиазма усилий миллионов людей. Ведь неграмотным было 3/4 населения России. Декрет СНК "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", подписанный 26 декабря 1919 г. Лениным, гласил: "Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте. Уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности". Для обучающихся грамоте, государство сокращало рабочий день на два часа, сохраняя зарплату. В 1920 году большевики создали вторую Всероссийскую чрезвычайную комиссию, перед которой ставилась только одна задача - ликвидация неграмотности. Работало массовое общество "Долой неграмотность!". На многочисленных курсах учили элементарным навыкам чтения и письма. Заметной культурной силой стала Красная Армия: в перерывах между боями люди учились.
|
|
|