В старой России церковь была, по словам философа и богослова С.Н. Булгакова, как бы функцией государственного организма, она и представляла, и защищала старый строй жизни. Логично поэтому, что крах прежнего самодержавного государства сказался и на судьбе Русской Православной Церкви. Первый шаг в церковной политике большевиков - декрет СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. В декрете провозглашалась свобода совести, свобода исполнения религиозных обрядов, религиозное равноправие. Казалось бы, направленность декрета - общедемократическая. Но в заключительном пункте дело шло о лишении церковных и религиозных обществ права собственности, которое фактически передавалось государству.
Но большевики строили атеистическое государство. Их концепция нового общества включала в себя курс на полное вытеснение религии и церкви из общественной и духовной жизни. В условиях ожесточенной гражданской войны этот курс вылился в преследование Русской Православной Церкви, в репрессии против ее деятелей, закрытие храмов и монастырей, конфискацию церковных ценностей, шумные судебные процессы, неприкрытое насилие над верой, верующими, служителями культа. Искусственно провоцировались раздоры в Русской Православной Церкви. Преследовалась и православная культура: не в чести у новой власти оказалась церковная музыка, литература, сюжеты картин на религиозные темы, - все это запрещалось, высмеивалось агрессивной антирелигиозной пропагандой, образцы которой предоставлял созданный усилиями Агитпропа Союз воинствующих безбожников. Кощунственно вскрывались святые мощи. При этом население страны в своей основной части продолжало оставаться верующим.
|
|
|