Оглавление
1917 год. Октябрь.
Гражданская война в России.
Новая экономическая политика. Образование СССР.
20-е годы. Выбор пути.
Культура первого послереволюционного десятилетия.
30-е годы. Сталинская модернизация.
1937 год. "Большой террор".
30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
"Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
Развитие капитализма в России. 90-е годы.
Заключение. Россия. ХХI век.
|
|
Символом новой архитектуры могла бы считаться башня Татлина, невоплощенная модель памятника Третьему, Коммунистическому, Интернационалу, сделанная в 1919-1920 гг. Дерево, железо, стекло… Дерзновенность, неосуществимость замысла.
Имена советских архитекторов 20-х годов - братьев Виктора, Леонида и Александра Весниных, или автора интереснейших теоретических работ "Ритм в архитектуре", "Стиль и эпоха" Моисея Гинзбурга, или источавших мастеровитую уверенность Константина Мельникова и Георгия Гольца, или неповторимого Ивана Леонидова, - золотыми буквами вписаны в историю мировой архитектуры ХХ века. Послеоктябрьская Россия и СССР 20-х гг. стали цитаделью конструктивизма.
Примером конструктивизма может служить созданный братьями Весниными проект Дворца труда для Москвы - железобетонный каркас, простота, рациональность.
|
|
|
Конструктивизм в архитектуре - это, прежде всего, "функциональный метод" - построение архитектурного замысла на основе анализа особенностей функционирования здания или сооружения. Целесообразное конструирование окружающей среды. План и оборудование. Максимальный рационализм в устройстве производства и быта. Ничего неясного или хаотичного, тем более вычурного. Конструктивисты азартно разрабатывали разные типы общественных зданий: дворцы труда, дома советов, рабочие клубы, общежития, дома-коммуны, фабрики-кухни и т.д. Старые и новые буржуа желали роскоши, а конструктивисты, движимые идеалом демократии и равенства, стремились к простоте.
Стиль конструктивистов аскетичен, но полон зажигательной фантазии, и в этом смысле глубоко человечен. Они еще не хотят знать, что утопия - это, может быть, плохо, что она способна выворачиваться в антиутопию. Они как раз купаются в царстве утопии, реализуя его в реальном мире. Они формируют пространства, где господствует коллективный быт, - фабрики-кухни с не меньшим энтузиазмом, чем дома культуры.
|
|
|
|
Архитектура, учил Ле Корбюзье, являвшийся тогда для многих из них самым крупным и значительным художником современности, не может служить одному человеку, а служит только коллективу, всему обществу в целом. Следуя этому принципу, конструктивисты стремятся создать социально и эстетически совершенные здания. |
|
|
|
|
Им нравятся весомые, грубые, зримые железобетонные каркасы, четкие и ясные планы. Они ищут новые приемы планировки микрорайонов, новые принципы заселения городов, новые формы быта, новые типы общественных зданий.
Иногда они готовы отринуть отдельные квартиры, объявить их "материальной формой мелкобуржуазной идеологии". Нередко демонстрируют намерение втискивать быт в свои умозрительные схемы.
|
|
|
Утописты в своей недооценке роли крупных городов в ХХ веке. Отчаянные революционные фантазеры. Предметные футурологи. Мастера фантастических архитектурных композиций. Таков Иван Леонидов.
Леонидов был учеником иконописца и делал свои проекты, как иконы, - красками на доске. Он учился у Александра Веснина строгому отделению производственной зоны от жилой, искусству проектирования малоэтажных домов легкой конструкции, умению находить лаконичные формы, простые геометрические объемы. Но он пошел дальше и, как никто другой, обогнал свое время.
Его проекты 20-х гг. похожи на то, что делалось у нас на рубеже 60-70-х. Его самый известный (проект института Ленина), несомненно, повлиял на международный архитектурный поиск в США, Бразилии, Европе. Как и проект социалистического расселения Магнитогорска - широкий бульвар, вдоль которого располагаются небоскребы. Потом мы увидим нечто подобное на Новом Арбате.
|
|
|
|