История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Дизайн

       20-е годы - время тесного сосуществования архитектуры, живописи и дизайна. В. Татлин, А. Родченко, К. Малевич, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, братья В.А. и Г.А. Веснины и братья В. и Г. Стенберги - кто они? Архитекторы? Живописцы? Дизайнеры? Эти люди интересовались всем и пробовали себя во всем.
       Общая идея была такая. В создании удобных, прочных, целесообразных, эстетически осмысленных вещей они видели средство преобразования всей производственной и бытовой сферы и установления коллективистских форм человеческого общения. Новую архитектуру, новые типы мебели, арматуры, оборудования, одежды они считали важнейшим средством общественного переустройства, орудием ликвидации буржуазно-мещанских взглядов, эгоистических традиций, узколобых привычек,- всей малопочтенной рутины, доставшейся новому обществу в наследство от старого. Простота, утилитарность конструкций противопоставлялись роскоши и вычурности буржуазного мира. "Новые предметные формы" олицетворяли солидарные отношения между людьми. Через прикладной дизайн художники строили новый быт. С невероятной увлеченностью они разрабатывали рисунки тканей, керамики, оформление интерьеров, театральных спектаклей, книг.

    Татлин Летучий голландец

        Первенство в советском дизайне принадлежит В. Татлину. Им и его учениками и единомышленниками разрабатывались проекты печей, конструкции кроватей, стульев, модели одежды, посуды, мебели. Дизайнеры 20-х смело сближали массовую, удобную в пользовании производственную одежду и модный костюм, в чем-то предвосхищая тенденции мировой моды 60-х гг. ХХ в.
    А. Родченко Беспредметная композиция
    А. Родченко. Композиция
    А. Родченко. Иллюстрация к поэме Маяковского Про это
       Универсален А.М. Родченко, страстный пропагандист всего нового. Приехав из далекой смоленской деревни в Петербург, Родченко сменил десяток специальностей, наконец, стал художником. После октябрьской революции пошел работать с большевиками. В 1920 г. были организованы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), Родченко стал их директором. Его талант исключительно многогранен. Ему не чужды были беспредметные картины.

       Но больше всего его интересовал предметный мир человека: мебель, ткани, одежда, реклама, оформление книжных обложек, интерьеров, архитектурный дизайн, праздничное украшение улицы или города. Он практиковал как театральный или кино художник, прославился как мастер фотографии и фотомонтажа. Он все время экспериментировал и во многом был первым. Именно А. Родченко и Эль Лисицкий создали в новой России фотографию как искусство.
       Для дизайнеров-конструктивистов характерно стремление переустроить мир по законам неизбыточности, придать жизни мощную энергетику и экономные формы, конструировать жизнь, как инженер машину.
    А. Экстер. Рыбачки
    Высоко ценились эстетические качества таких "демократичных" материалов, как металл, дерево, стекло. Новые идеи художественного производства и образцы изделий из дерева металла, созданные Татлиным и Лисицким, ткани Любови Поповой и Варвары Степановой сделали широко известными работы русских художников и дизайнеров, оказали существенное влияние на процесс становления искусства дизайна в XX веке.

    В.Ф. Степанова. Проекты спортивной одежды
    А. Родченко. Белый круг
    Пушкинская площадь. Папиросница Моссельпрома
    А. Веснин. Композиция. Кубизм

    Летатлин
       Летатлин, аппарат, сделанный из металла, дерева, китового уса и хранящийся сегодня в Музее истории авиации, стал курьезным завершением проектно-конструкторской деятельности мастера. Эта конструкция так никуда и не взлетела. Но она оказалась не такой уж технически непрактичной: "орнитопер" Татлина остроумно предвосхитил принципы современного биодизайна, стремящегося учитывать в технических конструкциях внутренние законы живой природы.

    Итак, одни и те же люди продуктивно работали в архитектуре, рисовали плакаты, разрабатывали практичные модели рабочей одежды, колдовали над книжными обложками и тарелками, празднично оформляли города, вместе с режиссерами создавали театральные постановки.
    Братья Веснины. Проект оформления Кремля к празднику 1 Мая 1918 г. Л.М. Лисицкий. Ленинская трибуна А. Экстер. Цирк

    Плакат. Капитал
       20-е годы были временем расцвета оперативного и демократичного искусства политического плаката. В этом деле появились свои мастера, такие, как В. Дени, Д. Моор.
    Плакат. Каждая кухарка…

    Рекламный плакат. Нигде кроме…
       Маяковский и Родченко азартно работали по линии "Моссельпрома". Москву 20-х гг. невозможно представить себе без плакатов Родченко и стихов Маяковского. Популярность их была огромна. Они сделали десятки плакатов, около сотни вывесок, упаковок, световых реклам, рекламных столбов. Вся московская реклама оказалась под сильнейшим влиянием Родченко, его художественная манера вошла в быт, стала характерной приметой эпохи. Во многом именно благодаря этим двоим, в 20-е годы возник неповторимый стиль советской коммерческой рекламы, остроумной и лаконичной.

    Рекламный плакат. Лучших сосок не было и нет
       
       Знаменитые слоганы Маяковского - классика искусства рекламы:
       "Люди хохочут и морщат лоб в театре Мейерхольда на комедии "Клоп" - слоган Маяковского для спектакля.
       "Нигде кроме, как в Моссельпроме".
       "Человек - только с часами. Часы - только Мозера".
       "Лучших сосок не было и нет / Готов сосать до старости лет…"
       "Гигиенические подтяжки имени Семашки" (Наркомздрав Семашко на него не обижался).
       "Товарищи люди! Будьте культурны! На пол не плюйте, а плюйте в урны!"
       "Печенье не черствеет! Питательнее, выгоднее булки! Продает "Моссельпром". Отделения в любом переулке".
    Герта Неменова. Реклама сигарет

       Знаком времени стал фотомонтаж. Здесь торжествовало стремление точно схватить в снимке не один, а несколько фактов, сделать впечатление более емким.
    А. Родченко. Осип Брик Г. Клуцис. Спорт А. Родченко. И это стоит столетия. Иллюстрация к поэме В. Маяковского Про это

    Фото: Маяковский
    Фото: Родченко

    2Стенберг2. Плакат: фильм Сплетня
       Владимир и Георгий Стенберги - первые в ХХ веке настоящие мастера кинорекламы, возможно, до сих пор непревзойденные. В содружестве "2Стенберг2" они создали около 300 плакатов, всегда неожиданных, динамичных, острых. Повсюду - в Москве, Париже или Милане знали "2Стенберг2, но едва ли 4-5 десятков из этих плакатов сохранились. Поиск братьев распространялся также на экспериментальные композиции, на плакат, на книжные и журнальные обложки, на художественное оформление города. Они удивительно точно оформляли спектакли в Камерном театре Таирова.
    назад вперёд

    2Стенберг2.Плакат к фильму Обломок империи

    Rambler's Top100