Оглавление
1917 год. Октябрь.
Гражданская война в России.
Новая экономическая политика. Образование СССР.
20-е годы. Выбор пути.
Культура первого послереволюционного десятилетия.
30-е годы. Сталинская модернизация.
1937 год. "Большой террор".
30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
"Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
Развитие капитализма в России. 90-е годы.
Заключение. Россия. ХХI век.
|
|
Перечисляя литературные имена (А. Платонов, Б. Пастернак, И. Бабель, Ю. Олеша, В. Катаев, К. Федин, М. Пришвин, С. Есенин, А. Ахматова, М. Шолохов, Е. Замятин, Л. Леонов, М. Булгаков, О. Мандельштам, М. Зощенко, В. Маяковский, Ю. Тынянов), обнаружим, что многие из них получили настоящую известность именно в первое послереволюционное десятилетие.
Для Б. Пастернака 20-е годы стали плодотворным временем творческого взлета: в начале десятилетия он издает сборник "Сестра моя - жизнь", сделавший его знаменитым, в конце - "Поверх барьеров". В это время пишутся поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", "Высокая болезнь".
|
|
|
Начиная с 1917 года, в литературно-художественном изображении новой эпохи преобладают два плана: героически-эпический и сатирический. Оба эти плана в полной мере характерны для Маяковского, Платонова, Шолохова, в разной мере - для Паустовского, Булгакова, Бабеля, Зощенко, Ильфа и Петрова и других писателей. Первый план был вызван к жизни масштабом изменений и осознанием влияния русской революции на мировые процессы. Со вторым планом сложнее. Правы были те, кто утверждал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым, нередко язвя и клеймя его. Но уже годы революции и гражданской войны, а особенно 20-е годы показали, что расставание было, увы, неполным - на поверхности новой жизни, в гуще взбудораженного и перевернутого революцией быта совсем неплохо чувствовали себя старые знакомые: гоголевско-щедринские типы и их новейшие воплощения. Изображение этих типов не могло не быть сатирическим.
|
|
|
Новую советскую литературу создавали молодые люди. Один из крупнейших писателей ХХ века Андрей Платонович Платонов - тогда молодой человек из рабочей семьи, жил где-то в Замосковоречье, в полуподвале. Он успел уже побывать подсобным рабочим, литейщиком, слесарем, помощником машиниста на паровозе. В 1927 году вышел первый сборник его рассказов "Епифанские шлюзы", принёсший ему известность. В 1928-ом появились книги "Город Градов", "Луговые мастера" и "Сокровенный человек", немного позже - "Усомнившийся Макар", анатомировавший "счастливую Москву" и пришедшийся абсолютно не ко двору власти в год "великого перелома". Уже написан был знаменитый "Чевенгур", недозволенный, однако, к публикации в СССР. Близился к завершению "Котлован", этот реквием утопии, писавшийся на заре сталинских пятилеток.
|
|
|
Михаилу Шолохову в начале 20-х было 16 лет, он работал в Москве чернорабочим. Через несколько лет начал писать роман "Тихий Дон" - о судьбах родного ему казачества. Первая книга романа вышла в свет в начале 1928 г., годом позже вышла вторая. Резонанс был велик и подтвердил слова самого Шолохова: "Счастье приходит к нам тогда, когда нам удается выразить то, что волнует миллионы".
Говорят, что с появлением и самоутверждением Маяковского поэзия заговорила языком площадей. Но и сами площади и улицы взбудораженной революцией России говорили голосом поэта, могущего быть лирически исповедальным, политически-прямолинейным, эпически-спокойным, сатирически-беспощадным, то громогласно-грубым, то тихим, как безветрие белой ночи. Влияние его на современников было значительным. А сам он отдал свой дар делу революции, и был искренен, когда писал:
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою -
ведь мы свои же люди, -
пускай нам
общим памятником будет
Построенный
в боях
социализм.
Правда, он писал и другое:
Я хочу быть понят родной страной
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
|
|
|
Литература 20-х годов многоцветна. В ней - Паустовский и Грин, с их мечтой, романтичностью, тоской по идеалу. И Булгаков, с его ностальгией. Больше всего эта литература живет тревожной памятью о гражданской войне. О той, тогда еще близкой войне написали свои лучшие книги А. Фадеев ("Разгром"), И. Бабель ("Конармия"), М. Булгаков ("Белая гвардия"). Внутренней войне был посвящен ряд менее значительных, но важных для современников книг, наподобие "Железного потока" А. Серафимовича. Д. Фурманов в 1919-ом был комиссаром 25-й стрелковой дивизии. В романе "Чапаев" он достоверно описал собственный жизненный опыт и незаурядную личность комдива.
Явлением 20-х годов стали фантастические романы А.Н. Толстого "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина". Среди написанного Толстым после возвращения из-за границы выделяются первые книги трилогии "Хождение по мукам" - "Сестры", "Восемнадцатый год".
Уже начал писать свои замечательные книги Аркадий Гайдар: в 1925 году вышла в свет повесть "Р.В.С.", в 1930-ом - "Школа".
Необычна судьба романа Замятина "Мы", написанного в 1920 году. К этому времени в русской литературе существовало уже немало утопических романов, но не было романа-антиутопии. Замятин изобразил всепроникающее Единое Государство, хладнокровно, арифметически строго организующее человеческую жизнь. На родине автора этот роман был опубликован только после свершения антиутопии, два поколения спустя.
Несколько в стороне от культурных событий и советской жизни тех лет оказался М. Горький, каприйский эмигрант. Но он интенсивно работал над одной из главных своих книг - "Жизнь Клима Самгина" - художественной панорамой российской действительности первых десятилетий ХХ века. Для него это был способ постижения того, что произошло в России и с Россией.
Одной из самых драматичных литературных фигур эпохи была фигура Есенина - воплощенного крестьянского поэта в стране победившей пролетарской революции.
Характерна реакция на смерть Есенина двух советских вождей - Троцкого и Бухарина. Оба опубликовали посвященные Есенину заметки в "Правде". Оба проявили единство в том, что преждевременная смерть поэта символизирует неизбежное и закономерное прощание с крестьянской Россией. Оба выступали как представители эры индустриального коллективизма. При этом Троцкий был холодно отстраненным и "беспристрастным", как "Судьба", а Бухарин сражался с покойным поэтом и живой русской крестьянской традицией задиристо, агрессивно, "на кулачках".
|
|
|
|