Оглавление
1917 год. Октябрь.
Гражданская война в России.
Новая экономическая политика. Образование СССР.
20-е годы. Выбор пути.
Культура первого послереволюционного десятилетия.
30-е годы. Сталинская модернизация.
1937 год. "Большой террор".
30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
"Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
Развитие капитализма в России. 90-е годы.
Заключение. Россия. ХХI век.
|
|
|
"Сейчас главнейшей силой, сплачивающей новое русское государство... будет являться великая мировая ценность - русская культура во всех её проявлениях"
В.И. Вернадский
|
Революция и культура
|
|
|
|
|
Революция была великой надеждой обитателей холодных чердаков и сырых подвалов, униженных и оскорбленных, голодных, холодных и босых, отверженных, одиноких.
Но и люди культуры, многие из них, особенно из молодежи, восприняли революцию 1917 года как праздник раскрепощения. Так было с Маяковским: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". И с А. Блоком: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!".
Новая эпоха представлялась "весной человечества". "Мы прославляем вслух революцию, как единственный двигатель жизни", - заявляли молодые художники. Художники вышли на улицы. Они рисовали плакаты, гигантские панно, оформляли площади для массовых политических акций и красных праздников, в праздниках участвовали десятки тысяч - в Москве, Петрограде, на фронтах. Это было какое-то неистовство красного цвета.
С Октябрьской революцией в русскую жизнь пришло новое правописание и новый календарь. Декрет СНК о введении в Российской республике западноевропейского календаря был принят 24 января 1918 года, и последующее 1 февраля 1918 г. стало 14 февраля. Не прошло и 9-ти месяцев, как стали исчезать "яти", "фиты", "иоты", "i". Обновлялись время и письмо.
|
|
|
Для многих людей то был момент невиданного энтузиазма и воодушевления. Эти настроения особенно ярко выразил Велимир Хлебников, воспринявший революцию как вселенское явление: "Как слоны, высоко подняв хоботы,/ Заводы трубили/ Зарю/ Мировому братству…", "Это шествуют творяне, /Заменивши д на т./Ладомира соборяне/ С Трудомиром на шесте", "Пусть млечный путь расколется на млечный путь изобретателей и млечный путь приобретателей". Поэт выдумал теорию расширяющегося "Я": "Все в степени "Я". Все - мир, а "Я" - дробь". Он призывал "совершать обмен видами труда посредством обмена ударами сердца. Начинать каждый труд ударами сердца - денежной единицы будущего…".
Произошел настоящий взрыв коллективистских и альтруистских чувств: "Мы" вместо "Я". Поэма В. Маяковского "150 000 000" вышла в 1921 году в свет даже без указания имени автора на обложке. С энтузиазмом воспринял Октябрьскую революцию М. Шагал, который одно время активно комиссарствовал в Витебске. Открытыми революцией новыми возможностями был воодушевлен Всеволод Мейерхольд. Сблизившись с Маяковским, он поставил в Петрограде грандиозное площадное зрелище под названием "Мистерия-буфф" - "героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи". В триединстве героического, эпического и сатирического начал виделась им новая эпоха в целом.
|
|
|
М. Горький, И. Бунин, М. Волошин ужаснулись революции как взрыву иррациональности, угрожающему самим основаниям русской культуры.
В 1917-1918 гг. М. Горький публикует "Несвоевременные мысли", характерные как пример свойственной ему способности идти против течения. Писатель убеждает: культура в опасности. Он считает: пробуждаются худшие черты русского народа: анархизм, неуважение к личности, жестокость, наконец.
Тогда же непокорный, далекий от всякой власти Борис Григорьев создает цикл картин "Расея", в котором тема русской революции обнаруживает в нем художника, мыслящего, по словам Блока, "глубоко и разрушительно". Образы русских людей, выхваченные его взором в окрестностях Петрограда, созданы виртуозно, картины красивы и притягательны, но нет в них надежды: беспощадный гротеск, почти циничная деконструктивность. В 1919 г. Григорьев уехал из России на Запад.
|
|
|
Но начале крестного пути революции среди деятелей культуры было немало оптимистов, которые, напротив, увидели здесь бунт разума против иррациональности. Идея разумного преобразования мира стала ведущим мотивом революционной и послереволюционной культуры. Во многом это была культура авангарда.
Авангард - в этом термине содержится бунтарское начало, призыв к дерзновенному порыву и даже к агрессии в искусстве. Революционный вихрь, крушащий все на своем пути, отвечал стремлениям авангардистов к борьбе со всяческим старьем, к радикальному изменению культурных, а за этим и жизненных форм. Авангардисты ощущали и "презентовали" себя как "переустроители", творцы жизни средствами искусства: искусство, выражающее энергию пролетариата, торило дорогу истории.
Авангардист и большевик взрывали традицию каждый по-своему: один в искусстве, другой - во всем социуме. С точки зрения формы, авангард мог заходить довольно далеко. В 20-е годы широко известен был опус "Завод. Музыка машин", где средствами традиционного оркестра убедительно изображалась звуковая картина работающих механизмов. Средства самовыражения были разные, но непременно предполагали забвение меры, метод - абстракция, условность, гипербола.
Взяв власть, большевики внесли нечто новое в отношения между государственной властью и культурой. Учреждения культуры, - театры, оркестры, кино, книжное дело, библиотеки, музеи, частные художественные собрания и т.д., - подверглись национализации. Рабоче-крестьянское государство взяло на себя содержание и снабжение культурных учреждений, а также жизнеобеспечение деятелей культуры. Возникала база для их зависимости от государства. Но это не выливалось еще в жесткое государственное регулирование, систематическое ограничение свободы художественного творчества. Кинорежиссеры, например, работали с 1922 года на "кинофабриках", при этом свобода их была достаточно широка.
|
|
|
С переходом к нэпу произошла известная "денационализация" культурного дела. Одно время существовало около 30 частных издательств, до трети театров и кинотеатров были переданы кооперативам и частным лицам. Впрочем, этот "зигзаг" был быстро преодолен.
Важную роль в новом культурном строительстве играл А.В. Луначарский, нарком просвещения, интеллектуал, неортодоксальный большевик, способный публицист, литературный критик и, увы, гораздо менее способный драматург. С ним и с Наркомпросом активно сотрудничали такие разные люди, как В. Маяковский, О. Брик, В. Кандинский, К. Малевич, В. Мейерхольд, М. Горький, И. Эренбург, Д. Штеренберг и др. Из вождей большевизма много занимался проблематикой культуры и созданием соответствующих политических установок Л.Д. Троцкий.
|
|
|
Большевики, как известно, выступали не только сторонниками радикального изменения социальной среды, но и решительными преобразователями человеческой природы. Троцкий так определял ступени возвышения и очищения человека: сначала человек очищает себя от бога и берет на себя ответственность за мир, потом он отвергает царя, потом он очищает основы хозяйства от хаоса и конкуренции и, наконец, он освобождает свой внутренний мир от бессознательности и темноты. Человек глядит на себя, как на сырой материал или как на полуфабрикат, как на "полуживотное". Он "сам себя берет в работу", сам себя преобразует. В том числе и средствами искусства.
Механизм "диктатуры пролетариата", к монтажу которого немедленно, сразу после взятия власти, приступили большевики, распространялся и на культурную, духовную жизнь. В условиях революции и гражданской войны крайне ограничена была свобода печати, политическая свобода в целом. Диктатура не стеснялась в средствах. В августе 1921 г., уже на излете гражданской войны, по облыжному обвинению в связи с организацией, готовившей контрреволюционный переворот в Петрограде, был арестован и расстрелян замечательный русский поэт Н.Гумилев, гордость "серебряного века".
Для полноты картины следует заметить, что практика бессудных расстрелов, производившихся по решению коллегии ОГПУ, не прекращались в течение всех 20-х гг.
В Советской России были учреждены всеобъемлющие органы цензуры - в 1922 г. Главлит, немного позже - Главрепертком.
|
|
|
Многие деятели культуры, напуганные русской Смутой или категорически не принявшие пролетарскую революцию, покинули Россию. Иные инакомыслящие отказались оставить родину, и оказались или на перепутье, или в сложном состоянии духовной оппозиции новой власти. К этой части принадлежали А. А. Ахматова, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков…
Российская культурная ситуация была далеко не однозначной. И, тем не менее, первые послереволюционные, а потом и 20-е годы стали временем значительных достижений отечественной культуры, замечательного культурного разнообразия, мощного взлета творческой активности писателей, поэтов, художников, архитекторов, музыкантов, временем поиска и нахождения новых форм творчества. Появились имена, благодаря которым Россия вписала важную главу в историю мировой культуры ХХ века.
Культурной доминантой тех лет была очень большая художественная левизна. Большинство держалось "левой стороны", иные - крайне левой.
|
|
|
|