Оглавление
1917 год. Октябрь.
Гражданская война в России.
Новая экономическая политика. Образование СССР.
20-е годы. Выбор пути.
Культура первого послереволюционного десятилетия.
30-е годы. Сталинская модернизация.
1937 год. "Большой террор".
30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
"Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
Развитие капитализма в России. 90-е годы.
Заключение. Россия. ХХI век.
|
|
Скульптура. Монументальная пропаганда
|
|
|
12 апреля 1918 г. Совнарком принял декрет о памятниках республики, и скоро в Москве началось сооружение памятников великим революционерам и прогрессивным, с точки зрения большевиков, историческим деятелям. Первым в списке деятелей, подлежащих "увековечению", стояло имя Л.Н. Толстого. Далее шли: Радищев, Герцен и Огарев, Бакунин, Достоевский (впрочем, и Сергей Нечаев). В списке присутствовали и Робеспьер, и Гарибальди, и Лассаль.
Иные из этих монументов были талантливы и остроумны, иные страшны и нелепы, большинство - недолговечны, как недолговечен был выбранный изготовителями подручный материал - гипс.
|
|
|
"Старорежимные" памятники, названные "уродливыми истуканами, воздвигнутыми в честь царей и их слуг", ликвидировались. Первым был разрушен православный памятный крест, поставленный у Никольских ворот Кремля на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Пал конный памятник генералу Скобелеву. Вместо него установили монумент первой советской конституции (Д. Осипов, Н. Андреев). В 1947 г. как раз на этом месте открыли памятник Юрию Долгорукому.
|
|
|
Скульптурные композиции 20-х гг., как правило, грубы. Таковы творения Ивана Шадра. Судя по созданному им еще до революции проекту памятника мировому страданию, вдохновленному абстрактной религиозно-философской идеей, или надгробию С. Аллилуевой, сделанному в 1933 году с исключительной духовной утонченностью, этот мастер, завершавший свое образование в Париже, не был похож на созданные им образы красноармейцев, рабочих, крестьян.
Но он был адекватен эпохе и не мог найти тогда другой формы для выражения духа великой революции, буквально выломившей Россию из привычной жизненной колеи.
|
|
|
По мере того, как выброшенная на поверхность раскаленная лава революции остывала, и скульптура становилась более спокойной и привычной. Памятник А.Н. Островскому, например, интересен как раз тем, что был выполнен Н. Андреевым в классических традициях русской скульптурной школы и уверенно поставлен в самом центре Москвы. |
|
|
|
|