История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Скульптура. Монументальная пропаганда


    Памятник Ж. Дантону в Москве
    Памятник К. Марксу в Петрограде
       12 апреля 1918 г. Совнарком принял декрет о памятниках республики, и скоро в Москве началось сооружение памятников великим революционерам и прогрессивным, с точки зрения большевиков, историческим деятелям. Первым в списке деятелей, подлежащих "увековечению", стояло имя Л.Н. Толстого. Далее шли: Радищев, Герцен и Огарев, Бакунин, Достоевский (впрочем, и Сергей Нечаев). В списке присутствовали и Робеспьер, и Гарибальди, и Лассаль.
    Бюст А.Н. Радищева
    Иные из этих монументов были талантливы и остроумны, иные страшны и нелепы, большинство - недолговечны, как недолговечен был выбранный изготовителями подручный материал - гипс.

    Памятник Софье Перовской в Петрограде. 1918
    Памятник Ф.М. Достоевскому

       "Старорежимные" памятники, названные "уродливыми истуканами, воздвигнутыми в честь царей и их слуг", ликвидировались. Первым был разрушен православный памятный крест, поставленный у Никольских ворот Кремля на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Пал конный памятник генералу Скобелеву. Вместо него установили монумент первой советской конституции (Д. Осипов, Н. Андреев). В 1947 г. как раз на этом месте открыли памятник Юрию Долгорукому.
    Памятник генералу Скобелеву Монумент первой советской Конституции Памятник Юрию Долгорукому

       Скульптурные композиции 20-х гг., как правило, грубы. Таковы творения Ивана Шадра. Судя по созданному им еще до революции проекту памятника мировому страданию, вдохновленному абстрактной религиозно-философской идеей, или надгробию С. Аллилуевой, сделанному в 1933 году с исключительной духовной утонченностью, этот мастер, завершавший свое образование в Париже, не был похож на созданные им образы красноармейцев, рабочих, крестьян.
    Скульптура И. Шадра. Булыжник - оружие пролетариата Скульптура И. Шадра. Рабочий Скульптура И. Шадра. Сеятель

       Но он был адекватен эпохе и не мог найти тогда другой формы для выражения духа великой революции, буквально выломившей Россию из привычной жизненной колеи.

    Скульптура В. Мухиной. Женский торс

    Н. Андреев. Памятник А.Н. Островскому у малого театра в Москве
       
    По мере того, как выброшенная на поверхность раскаленная лава революции остывала, и скульптура становилась более спокойной и привычной. Памятник А.Н. Островскому, например, интересен как раз тем, что был выполнен Н. Андреевым в классических традициях русской скульптурной школы и уверенно поставлен в самом центре Москвы.
    назад вперёд

    Rambler's Top100